В конечном счете, скажете вы, и зрители, и слушатели, и читатели — индивиды. Это одновременно или абсолютно справедливо, или совершенно неверно, — не в зависимости от принимаемой точки зрения, а в зависимости от пресуппозиций, которые подразумевают принятие той или иной точки зрения. Здесь действительно речь идет не о том, чтобы оспаривать тот факт, что индивид является средоточием перцептивных, мнемонических и других процессов, и не о том, чтобы напомнить, что он им является. Необходимо выяснить, интересуемся ли мы тем, что лежит в основе осуществления этих процессов (если хотите, это вопрос «оснащения»), или тем, что создает форму и смысл (ценность социального использования) в определенный момент. Никто не подвергает сомнению законность постановки этих двух вопросов, и, следуя одному из них, мы не обязательно будем
526 Глава 19. Массовые коммуникации
В. Индивид 527
редукционистами в большей мере, чем следуя другому. Редукционизм происходит от смешения индивида как пространства реализации (биологическая реальность) с индивидом как достаточным, самоопределяющимся источником формы и смысла (приписывание идеологии).
Это смешение ставит нас в эпицентр трудностей, столкнувшись с которыми терпят неудачу многочисленные исследователи коллективных феноменов. Они либо уклоняются в сторону психологии и неврологических наук и оказываются перед невозможностью понимания изучаемых феноменов вне анализа группировок и истории; либо погружают в абстракцию средних величин и в конце концов растворяют в них процессы, которые на самом деле социально разграничены и в которых только индивиды могут выступать в роли активных субъектов, векторов и мишеней воздействия. Так, например, предлагают объяснять убедительность сообщения одними только языковыми или перцептивными его особенностями или же описывают предпочтения и флуктуации общественного мнения, смешивая социальные группы в воображаемом «мажоритарном» или «среднем» избирателе. Уже в 1856 г. Клод Бернар (Cl. Bernard, 1856) высмеял это фантазматическое (и призрачное с точки зрения онтологии) использование статистики: «Высшая точка совершенства в этом жанре была достигнута физиологом, который, взяв мочу в общественном писсуаре вокзала, где проезжали люди из разных стран, счел возможным дать анализ среднеевропейской мочи!» (Bernard, Introduction a I'etude de la medicine experimentale, deuxieme partie, chap. И). Эти две редукции сводятся фактически к одному и тому же: рассмотрению всех индивидов как эквивалентных друг другу и, следовательно, взаимозаменяемых. Это означает отрицание различия их позиций, ограничение только основными тенденциями, демонстрируемыми гетерогенными группами, отрицание в конечном счете их разнородности и постулирование некой фундаментальной эквивалентности разных групп друг другу и, следовательно, эквивалентности всех людей.
Как же тогда примирить эту постулируемую эквивалентность с повседневным опытом, обнаруживающим разнообразие выбора у разных людей? Наивная психология решает эту проблему, ссылаясь на то, что, как известно, «о вкусах не спорят», или же на различия темпераментов, которые делают одних людей более консервативными, а других — более склонными к протесту, погружая, таким образом, одних в своеобразную пассивность и побуждая их соседей к предприимчивости. Нет никакой уверенности в том, что, осуществив перевод этих избитых мнений и предрассудков на язык «способностей» и «личностных черт», менее наивная психология совершила подлинную эпистемологическую революцию. Во всяком случае, что действительно сохраняется, так это понятие о «внутреннем человеке» как инстанции, объясняющей ангажированность в малом и крупном масштабе и «социальные траектории». При этом маскируется и в силу этого дисквалифицируется определяющая роль ситуаций (cf. Beauvais, 1994), принадлежности к определенным социальным группам, а также когнитивного наследия. Действительно, сообщения, которые до меня доходят, зависят не только от моей воли и моих наклонностей, привязанности, которые я завожу, происходят не только от моего свободного выбора, а интерпретации, которые я осуществляю, вытекают не только из моего умения или из моих недостатков. Столь частое личное по внешней видимости и, можно сказать, столь скрытое поведение, как погоня за «магической цепочкой» («перепишите это письмо двадцать пять раз, передайте его другим, и к вам
придет удача, а если вы этого не сделаете, то...»), фактически строго нормировано переплетением социальной принадлежности и унаследованных когнитивных форм (Rouquette, 1944a).
Но тогда следует подвергнуть критике все интерпретации, основанные на личностном аспекте или просто на психологическом подходе, рассматривающие поведение, относящееся к средствам массовой информации. Это ясно видно при рассмотрении весьма распространенного в данном случае дифференцированного соединения: в определенной ситуации многие индивиды делают или говорят одно и то же, составляя, таким образом, категорию А. Другие так же одинаково делают выбор, отличающийся от предыдущего, и тем самым создают категорию Б. Почему одни объединяются в А, а другие — в Б? Потому, ответят нам, что они имеют соответствующие общие черты. Но это не объяснение, поскольку оно ограничивается переформулированием уже констатированного факта и проходит мимо подлинного вопроса: отчего происходит такое дифференцированное разделение? От «естественного» распределения качеств (личностных, характерологических) или от совокупности социальных регуляций, таких, что категориальные объединения сами происходят от более глубоких факторов сходства и сплочения?
Возьмем простой пример: в один и тот же вечер футбольный матч собирает гораздо больше телезрителей, чем пьеса Шекспира. Почему? Что именно означает в данном случае «предпочтение» футбола Шекспиру? Для того чтобы быть в состоянии сознательно отдать предпочтение чему-то одному, а не другому, необходимо, конечно, быть хорошо знакомым и с тем и с другим, а это, разумеется, далеко не так в случае, когда большинство телезрителей «предпочитают» футбольный матч пьесе Шекспира. Точно так же как в описанном выше эксперименте объективная синонимия слов «нацистский» и «национал-социалистический» не помешала отдельным студентам, которые, по-видимому, по существу ничего не знали, по-разному высказаться, когда им пришлось оценивать одни и те же фразы, приписанные экспериментатором то «нацистской», то «национал-социалистической» партии. Именно тот факт, что незнание не препятствует предпочтению, и доказывает в интересующем нас случае, что объяснение в терминах сознательного выбора и личных склонностей — это идеологическая рационализация (совершенно банальное явление на Западе, принимаемое за очевидность). Таким способом стремятся поддержать уверенность в независимости и самостоятельности индивида. Впрочем, при ближайшем рассмотрении попытка использования понятия «вкус», какое бы личностное истолкование ему ни придавали, сводится к простой тавтологии: «это им нравится, потому что они на это смотрят / они на это смотрят, потому что это им нравится». Такая аргументация «по кругу» характерна Для идеологий и верований, если добраться до их глубинной сути. Это напоминает «преимущество вывода», о котором писал Московичи в 1961 г., характеризуя социальное мышление: вместо того чтобы продвигаться вперед от аргумента к аргументу до получения необходимого вывода, как того требует идеал разумности, Убеждение высказывается сразу, а затем подкрепляет то рассуждение, которое Должно было к нему привести. При этом скажут: «Индивиды, конечно, имеют различные вкусы, поскольку вкусы у них различны». Вместо того чтобы прибегать к этим воображаемым сущностям (entites), которые лишь повторяют посылку, не объясняя ее (другими словами, вместо того чтобы путать повторение с объяснением), следует задаться вопросом: каковы же соответствующие социальные
528 Глава 19. Массовые коммуникации
Г. Коммуникация как социокогнитивная система 529
формы? Тогда все становится ясным: знакомство с данным средством массовой информации позволяет мне быть признанным в данной группе и взаимодействовать с ее членами, тогда как другое средство массовой информации меня от этой группы «отрезает». Некоторым образом я смотрю футбол, чтобы затем иметь возможность о нем поговорить, а также потому, что я уже говорил о нем или со мной о нем говорили раньше. С кем? Как всегда, с «социальными ближними» — соседями, коллегами, членами той же общности, с родственниками или друзьями. В этом смысле неверно часто встречающееся утверждение, что телевидение обеднило общение и общительность. Оно сделало общение более нормативным, дав ему точки отсчета времени и темы, более «принудительные», чем те, которые могли существовать в прошлом.






