В. Пропаганда

Для системы общего распространения информации ясно, что всех не охватить и что всегда останутся некоторые группы меньшинства, которые вступают в спор здесь и сейчас. Специфическому распространению информации приходится ино­гда считаться с противниками, против которых удается обороняться самим фак­том собственного функционирования. Что касается пропаганды, то она четко и ясно развивается в условиях конфликта. Противостоят две группы несовмести­мых интересов, сталкивающихся в условиях строгого соперничества, борьбы «с нулевой суммой»: завоевать власть или потерять ее, добиться победы правды или смириться с ложью, способствовать справедливости или покориться несправед­ливости. Такие цели не достигаются путем переговоров. Переговоры привели бы к их искажению. Отсюда категорический, безапелляционный характер пропаган­ды, экстремизация выражаемых позиций, отсутствие нюансов в стереотипах, ко­торые они используют в борьбе.

Если общее распространение информации характеризуется почти постоянным обновлением тем или их презентации и разнообразием и обилием точек зрения, то пропаганда, напротив, прибегает к постоянному повторению. Систематически повторяются лозунги, образы, символы, объяснительные схемы. И дело здесь во­все не только в педагогических задачах и не в наивном применении теории об­условливания (Tchakotine, 1939). Дело в том, что повторение — это самый лучший способ подтверждения бдительности руководства, показывающий, что коммуни­катор не слабеет, ничего не упускает и продолжает быть стойким.

Кроме ценности в качестве повторяемого утверждения своей силы упорство — это достоинство. Людям дается точка опоры в изменяющемся мире. Эта твердость, незыблемость воспринимается как аргумент в пользу валидности, постоянно укре­пляющийся благодаря своему применению. Ибо дело не только в том, чтобы по всякому поводу прибегать к одним и тем же формулировкам. Эти формулиров­ки, кроме того, имеют специфический идентифицирующий характер, если хотите, в двояком смысле: они позволяют признать определенное видение мира и сделать его общим для всех членов группы. Изучение пропаганды, которая ведется во вре­мя предвыборных кампаний, показывает это со всей очевидностью. В самом деле, можно констатировать (Rouquette, 1994a), что различные партии, вступившие


в предвыборную войну, используют неодинаковые обозначения Деятелей, Средств и Целей. Это объясняется тем, что Деятели, Средства и Цели не поддаются объек­тивному определению (или такое определение тривиально), а также тем, что вы­бор самого их наименования определяется принадлежностью (в данном случае идеологической), вне которой оно стало бы неадекватным. Так, в примере, кото­рый был рассмотрен выше (выборы 1978 г. в Национальное собрание Франции), коммунистическая партия использовала для обозначения социально- политиче­ских деятелей такие парадигматические классы: коммунисты, молодежь, вы, тру­дящиеся, богатые. В то же время республиканская партия прибегала к терминам другого класса: мы, вы, вместе, депутат, президент.

В каком-то смысле системы общего и специфического распространения инфор­мации — это стадии коммуникации: они предваряют беседы, продлевают социаль­ный обмен, а в случае необходимости сами себя поддерживают (серии статей, регулярные передачи с объявленным заранее содержанием, практика взаимодей­ствия с аудиторией и т. д.). Пропаганда, напротив, мыслится только как фаза по­буждения к действию. Ее нормальным следствием становится ангажированность, будь то голосование, демонстрация, вступление в партию или какое-нибудь дру­гое публичное поведение, связанное с полемической принадлежностью. Пропа­ганду создает не стремление просвещать, создают соображения тактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: