Для системы общего распространения информации ясно, что всех не охватить и что всегда останутся некоторые группы меньшинства, которые вступают в спор здесь и сейчас. Специфическому распространению информации приходится иногда считаться с противниками, против которых удается обороняться самим фактом собственного функционирования. Что касается пропаганды, то она четко и ясно развивается в условиях конфликта. Противостоят две группы несовместимых интересов, сталкивающихся в условиях строгого соперничества, борьбы «с нулевой суммой»: завоевать власть или потерять ее, добиться победы правды или смириться с ложью, способствовать справедливости или покориться несправедливости. Такие цели не достигаются путем переговоров. Переговоры привели бы к их искажению. Отсюда категорический, безапелляционный характер пропаганды, экстремизация выражаемых позиций, отсутствие нюансов в стереотипах, которые они используют в борьбе.
Если общее распространение информации характеризуется почти постоянным обновлением тем или их презентации и разнообразием и обилием точек зрения, то пропаганда, напротив, прибегает к постоянному повторению. Систематически повторяются лозунги, образы, символы, объяснительные схемы. И дело здесь вовсе не только в педагогических задачах и не в наивном применении теории обусловливания (Tchakotine, 1939). Дело в том, что повторение — это самый лучший способ подтверждения бдительности руководства, показывающий, что коммуникатор не слабеет, ничего не упускает и продолжает быть стойким.
|
|
Кроме ценности в качестве повторяемого утверждения своей силы упорство — это достоинство. Людям дается точка опоры в изменяющемся мире. Эта твердость, незыблемость воспринимается как аргумент в пользу валидности, постоянно укрепляющийся благодаря своему применению. Ибо дело не только в том, чтобы по всякому поводу прибегать к одним и тем же формулировкам. Эти формулировки, кроме того, имеют специфический идентифицирующий характер, если хотите, в двояком смысле: они позволяют признать определенное видение мира и сделать его общим для всех членов группы. Изучение пропаганды, которая ведется во время предвыборных кампаний, показывает это со всей очевидностью. В самом деле, можно констатировать (Rouquette, 1994a), что различные партии, вступившие
в предвыборную войну, используют неодинаковые обозначения Деятелей, Средств и Целей. Это объясняется тем, что Деятели, Средства и Цели не поддаются объективному определению (или такое определение тривиально), а также тем, что выбор самого их наименования определяется принадлежностью (в данном случае идеологической), вне которой оно стало бы неадекватным. Так, в примере, который был рассмотрен выше (выборы 1978 г. в Национальное собрание Франции), коммунистическая партия использовала для обозначения социально- политических деятелей такие парадигматические классы: коммунисты, молодежь, вы, трудящиеся, богатые. В то же время республиканская партия прибегала к терминам другого класса: мы, вы, вместе, депутат, президент.
|
|
В каком-то смысле системы общего и специфического распространения информации — это стадии коммуникации: они предваряют беседы, продлевают социальный обмен, а в случае необходимости сами себя поддерживают (серии статей, регулярные передачи с объявленным заранее содержанием, практика взаимодействия с аудиторией и т. д.). Пропаганда, напротив, мыслится только как фаза побуждения к действию. Ее нормальным следствием становится ангажированность, будь то голосование, демонстрация, вступление в партию или какое-нибудь другое публичное поведение, связанное с полемической принадлежностью. Пропаганду создает не стремление просвещать, создают соображения тактики.