В той мере, в какой можно с полным правом рассматривать «парадигму социальных представлений как социально-психологическую теорию общества масс» (Sen-sales, 1990; см. также Losito, 1994), соотношение между массовой коммуникацией и социальными представлениями не имеет случайного характера. Напротив, массовая коммуникация представляет собой в высшей степени феноменальное поле применения и, конечно, проверки теории представлений.
Отсюда вытекает несколько следствий, и прежде всего, как уже подчеркивалось (Rouquette, 1996a), тот факт, что нет никакого смысла задаваться вопросом, влияют ли социальные представления на массовую коммуникацию или же, наоборот, массовая коммуникация влияет на социальные представления и каким образом это происходит. За тривиальностью этого вопроса скрывается непонимание того, в чем, собственно говоря, дело. С одной стороны, действительно, социальные представления не отсылают просто к различным феноменам. Они отсылают к фундаментальной категории способности жить в обществе, категории столь же основополагающей, как и разделение труда, например. Вследствие этого, подчеркнем еще раз, их связь с массовой коммуникацией не случайна (как будто бы эта связь могла не существовать или действовать слабо), она имеет определяющий характер. С другой стороны, общность социальных представлений и средств массовой коммуникации — исторична. Ни средства массовой коммуникации, ни социальные представления не могут быть поняты вне динамики соотносительных позиций и действий власти, причем действия знания чаще всего представляют собой лишь внешнее оформление, зависящее от конкретных обстоятельств.
Именно это показывает, например, Петрилло (Petrillo, 1996) в отношении социальных представлений о психических болезнях, находивших отражение в итальянских газетах на протяжении 25 лет. В основном психические заболевания рассматриваются контрастно: как форма отклонения или как болезнь, как индивидуальный феномен или как социальное явление, как заболевание психическое или органическое. Анализ используемой при этом лексики ясно показывает, что эти колебания непосредственно связаны с социополитическими событиями, такими как принятие закона о ликвидации психиатрических больниц, первые случаи применения этого закона и т. д.
• Из всех систем коммуникации пропаганда, может быть, лучше всего отражает природу, функции и структуру социальных представлений. Она действительно, как мы видели, вписывается в рамки «очищенной» ситуации, в которой две антагонистические группы ясно идентифицируют друг друга и борются за одну и ту же конечную цель: победа, власть, а иногда выживание. Промежуточные цели
534 Глава 19. Массовые коммуникации
ясны: внутри — духовная сплоченность, а вовне — обольщение тех, кто мог бы стать союзником, сочувствующим или активным борцом. Обе цели — и сплоченность и обольщение — достигаются путем работы в сфере социальных представлений групп — мишеней воздействия. Для анализа здесь необходимо различать вопросы архитектуры и вопросы структуры.
• Начнем с вопроса архитектуры. Если мнения поражают своей лабильно
стью, то аттитюды отличаются обобщенностью и большей устойчивостью.
Мнение касается одного объекта или одной темы, тогда как аттитюды отно
сятся к группе тем или объектов. Мнение испытывает влияние непосредст-
у венных обстоятельств (как о том свидетельствуют все опросы), в то время как аттитюд в гораздо меньшей степени подвержен этому влиянию. Атти-тюд настолько прочен, устойчив, что его иногда уподобляют личностному качеству. На более глубоком уровне социальные представления образуют комплексы аттитюдов, совокупности принципов принятия позиций (Doise, 1990), которые, в свою очередь, происходят из более общей идеологической кристаллизации. Следовательно, здесь мы имеем архитектуру, которая — от самого матричного до самого специфического, от самого стойкого до самого переменчивого — следует за идеологией, представлениями, аттитюдами и мнениями (Rouquette, 19966). Системы массовой коммуникации действуют дифференцированно на разных архитектурных уровнях. Так, система общего распространения информации воздействует на мнения и, может быть, через долгий срок — на аттитюды. Система специфической информации мобилизует аттитюды и влечет за собой активацию существующих социальных представлений. Наконец, пропаганда «трудится» в пределах ортодоксальных представлений на заново утвержденном горизонте идеологии.
• Необходимо также принимать во внимание саму структуру социальных
представлений, чтобы понять роль и эффекты массовой коммуникации.
Теория ядра (Abric, 1976, 1987) и ее дальнейшее развитие (Guimelli, 1994)
позволяют выделить два типа составляющих социальных представлений:
одни, называемые центральными, обеспечивают генерирующую и органи
заторскую функцию всего социального представления в целом. Другие же,
называемые периферийными, по определению зависят от первых, произ
водными которых они являются. Эти производные могут быть регулярны
ми или изменяющимися в зависимости от обстоятельств. Они позволяют
специфицировать частные случаи и выражать межличностные различия.
Центральное ядро «образует самый устойчивый элемент представления,
обеспечивающий долговечность в переменчивых и развивающихся контек
стах» (Abric, 1994, р. 22). Теперь мы видим, как могут действовать различ
ные системы коммуникации, охарактеризованные выше вслед за Московичи.
Общее распространение информации обращается к социальным представ
лениям, располагающимся на периферии, и, следовательно, оставляет неиз
менной их основу. Оно не стремится ни к регуляции, ни к преобразованию,
ограничиваясь тем, что поставляет элементы, которые дают возможность
каждому формировать свое мнение, т. е. в общем действовать в соответст
вии со своими собственными привычными аттитюдами и личными преД-
Д. Массовая коммуникация и социальные представления
почтениями, без каких-либо изменений. Будучи более ограничивающей и оолее тонкой, система более специфического распространения информации стремится воздействовать на более общие когнитивные уровни как таковые, в большей мере разделяемые людьми, что позволяет уменьшить долю маргинальных и даже девиантных интерпретаций. Пропаганда постоянно ориентируется на ядро представлений и на идеологии, обосновывающие его ценность. Будь то защита (направленная на укрепление сплоченности группы) или наступление (с целью попытаться привлечь новых людей) пропаганда всегда вращается вокруг главного, основного, и это дает возможность понять и ее пристрастие к повторению, и ее бескомпромиссность
А. Век психологии толпы 537
* '.':
ГЛАВА 20