Количество, роль разговоров, соотнесенность с текущими событиями — эти наиболее заметные характеристики средств массовой информации свойственны распространению слухов. Нет сомнения, что слухи — одна из форм массовой коммуникации, но форма особая, специфическая. В самом деле, слухи — это не только способ распространения (в банальном смысле этого слова), но также прежде всего способ создания, вымысел. С одной стороны, информация здесь постоянно подправляется, ретушируется. Это хорошо видно по результатам исследования в естественных условиях, в реальных ситуациях (Peterson, Gist, 1951; Morin, 1969). Только в условиях имитации в лаборатории и в экстренных ситуациях информация, распространяемая в виде слухов, достигает крайней стадии неизменяющегося лозунга (Allport, Postman, 1945). С одной стороны, информация в форме слухов предполагает существование общего информационного фонда, использование которого при соответствующих обстоятельствах происходит коллективно. При этом создается или воспроизводится видение мира, никак не связанное с фантазией и безосновательностью, поскольку всегда наличествует адекватность особой совокупности аттитюдов и ценностей. «Выдумывается» и распространяется в процессе общения нечто, почерпнутое из общей традиции, причем главный эффект заключается в обеспечении «сообщничества» партнеров по общению и в правдоподобии высказываний. Кроме того, различные механизмы приспособления, подправляющие сообщения в ходе их передачи (атрибуция, генерализация, экстремизация предикатов, сверхспецификация и т. д.; см.: Rouquette, 1975), также мотивированы, если учитывать социальную принадлежность и когнитивное наследие, которые она предполагает.
Другое интересное свойство слухов - это то, что при необходимости они могут рефлексивно действовать на реальную действительность. То, что они провозглашают, оказывается осуществленным, потому что оно уже было объявлено, так
532 Глава 19. Массовые коммуникации
Д. Массовая коммуникация и социальные представления 533
как это в конечном счете было выражением некой истины социального мира данной группы. В качестве исторического примера можно привести дело Фуальдеса (Fualdes) (Rouquette, 1975). В эпоху Реставрации во Франции, когда один бывший прокурор Республики, а затем Империи, был убит при загадочных обстоятельствах, с неясными целями, следствие зашло в тупик. Многие были арестованы без всяких доказательств, но никакого вывода сделать не удалось. Слухи, ходившие в обществе, сначала также искали объяснений вслепую, но затем пошли разговоры о том, что имеется тайный свидетель, который видел все во время убийства. Какая-то женщина действительно взяла на себя подготовленную этими слухами роль и сыграла ее в силу своего таланта, воплотив таким образом в жизнь то, что общественное мнение «предвидело» уже после событий, задним числом. Наконец следует упомянуть о странной комплементарное™ слухов и средств массовой информации, подчеркнем этот термин: именно взаимная комплемен-тарность, а не контаминация. Здесь необходимо отметить, что всем известно, как иногда слухи питают прессу, а пресса в свою очередь иногда создает почву для слухов. Дело не только в том, что публикуемая в прессе информация не всегда достаточно хорошо проверена, но также и в том, что затруднен контроль над воздействием этих сообщений после их распространения. Здесь важно прежде всего то обстоятельство, что когнитивная разработка информации населением не поддается контролю. Примененная в исследовании Оллпорта и Постмэна (Allport, Postman) методика иллюстрирует именно это. Сообщение, первоначально объективное или даже тривиальное, может превратиться в процессе устной передачи от человека к человеку в экстравагантную или предвзятую, историю. Стало быть, информация может превращаться в слухи, точно так же как иногда слухи превращаются в информацию. Однако самое важное в данном случае заключается не в этом, а в том, что, как это ни удивительно, значительное развитие средств массовой информации не уничтожило слухи в нашем обществе. Скорее можно было бы утверждать обратное. Под влиянием непосредственного контекста войны первые исследователи (например, Кпарр, 1944; Allport, Lepkin, 1945) считали, что распространение слухов было вызвано недостаточностью официальной информации о положении дел. Это слишком туманное и неопределенное объяснение оказалось чересчур оптимистическим в том смысле, в каком оно предстало перед нами в дальнейшем ходе истории, а также в том, что мы видим в настоящее время. Людям нужна не информация вообще, как, например, нужна вода в пустыне. Им нужно подтверждение информации определенного типа, которую они имеют или которой ждут в соответствии со своими предрассудками или, если можно так сказать, в соответствии со своим настроением. Именно такая информация почти никогда не появляется, поскольку широко распространенные средства массовой коммуникации — контролируются они непосредственно государством или нет — создают общественное пространство с низким напряжением, в котором культура консенсуса берет верх над разногласиями, а показная, навязанная сверху нейтральность — над предвзятостью и умеренность — над экстремизмом. Освещая темы самого разнообразного содержания, средства массовой информации неизбежно время от времени оказываются на позициях, смещенных по отношению к той или иной части своей аудитории. В связи с этим они представляются слишком умеренными в критике, слишком сдержанными в отношении «секретов», слишком формалистичными в трактовке фактов, занимают слишком примирительную
позицию по отношению к тому, с чем невозможно мириться. В наше время нормы языка и «политически корректного» поведения (Haroche, Monteia, 1995) направлены в ту же сторону. Напротив, слухи, распространяемые со всей видимостью свободы и, следовательно, подлинности среди «социальных ближних», которые знают и узнают друг друга, находясь в одинаковых условиях, восстанавливают локальную напряженность, которую отрицают или преуменьшают институты общества в целом.