530 Глава 19. Массовые коммуникации
Г. Коммуникация как социокогнитивная система 531
фликтов. Чтобы лучше добиться этой цели, типичная установка здесь — на переговоры. Вместо того чтобы что-то принять или полностью отвергнуть, рассматриваются достоинства и недостатки. Какие-то аспекты принимаются, другие — нет. Создается атмосфера толерантности в соответствии с обстоятельствами. Воздействие нового смягчается тем, что оно «привязывается» к уже знакомым аттитю-дам, которые помогают его удержать и сдержать. Это надежный и относительно гибкий идеологический инструмент, в общем имеющий сходство с общим распространением информации, но специализированный и контролируемый. Этот инструмент, по-видимому, позволяет ввести в дело важные факты с учетом некоторых общих принципов интерпретации. Такая логика коммуникации предполагает существование над собой института, организации по принципу иерархии, законность и компетентность которой признается адресатом. Пример католической церкви в отношении к психоанализу во Франции в 1950-е гг. (Moscovici, op. cit.) остается символичным.