а
Несомненно, проблему, которая стоит перед нами, сформулировать весьма просто: как люди мыслят? Или: как люди понимают мир, в котором живут? Как они используют информацию, которую получают от науки или из повседневного опыта? И так далее. Каждая из этих формулировок представляет вопрос под другим углом зрения. Вы, возможно, скажете, что этим должны заниматься философы или специалисты по логике. Вы сразу же спросите, почему -это интересует нас как социальных психологов. Дело заключается главным образом в следующем парадоксе. Все способствует тому, чтобы наука стала неотъемлемой частью нашего видения повседневной жизни. Она неотделима от нашей интеллектуальной жизни и от наших общественных отношений. Достаточно вспомнить о распространенности психоанализа, биологии, системы понятий об экономике, а также, между прочим, и теории относительности. Вследствие этого наша идеология в крупном масштабе и так называемый здравый смысл в менее крупном масштабе полны образов, слов рассуждений, взятых из физики, медицины, психологии, социологии и др. Вот почему одни видят в науке новую религию народа, а другие — успокаивающее средство для него. И однако, если рассматривать детально способы мышления, которыми пользуется большинство, опираясь на слова, образы или понятия научного происхождения, можно заметить, что они ведут себя как ученые, не слишком квалифицированные и умелые. В большом и малом мы — образованные члены общества, насыщенного техникой — в своем мышлении и поведении отнюдь не следуем логичному и рациональному методу.
Здесь есть чему удивляться. Все происходит так, как будто для совместной жизни, для адекватного общения друг с другом, для решения обычных проблем люди не могут просто действовать научно. Они запоминают научное содержание, но изменяют форму и правила. Они стремятся превратить научное содержание в деятельность здравого смысла с присущими ему способом мышления и языком. Необходимость понять этот парадокс заставляет нас задаться вопросом: почему люди мыслят именно так в своей повседневной жизни? И мы стараемся объяснить различие между идеалом мышления, соответствующего науке, разуму, и реальным мышлением в социальном мире. Это объяснение требует обращения к тео-
рии социальных представлений. Она была сразу задумана для того, чтобы выяснить, как происходит частичное превращение функционирования науки в механизм здравого смысла. Узнать, удалось ли выполнить эту задачу, — это уже другое дело.
б
Когда мы говорим о науке и о здравом смысле или, иначе говоря, об эпистемологии научной и обыденной, каждому понятно, о чем идет речь. Потому что здесь мы сталкиваемся с очень старым, неоднократно описанным противоречием. Человек, по крайней мере западный, пользуется любопытной привилегией: он имеет право входить в два различных мира мышления. Постоянно переходя из одного в другой, он идет от одного интеллектуального опыта к другому — от профессионального научного мышления к обычному, от дисциплины мысли к спонтанности, причем в каждом случае существуют своя логика и свои границы. Человек имеет полное основание считать, что каждый опыт имеет свои преимущества. Рациональное мышление имеет достоинство строгости и надежности предвидения, но его возможности исследования и степень свободы сильно ограничены. В области рационального мышления мы в принципе имеем дело только с компетентными людьми и с надежной информацией. Напротив, во второй области мы имеем возможность вступить в контакты, пусть даже эфемерные, с кем угодно: с друзьями, соседями, а также с незнакомыми людьми, с людьми разных профессий, имеющими самые разнообразные интересы. Мы могли бы назвать это «наукой использования радиочастот», находящихся за пределами официальных каналов связи. Человек с улицы получает интеллектуальный опыт, который позволяет ему избежать оскорбительной зависимости и ограничений, исходящих от анонимных правил. В этом опыте он получает науку в более доступном и удобоваримом виде. Каждый хочет «покушать» науки или по крайней мере отведать, попробовать ее, но при условии, что она будет иметь «съедобную» форму, приятную на вкус. В общем, науку превращают в предмет потребления, такой же, как все другие. А здесь, как и везде, вкусы различны. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что люди с такой неохотой делают выбор между этими двумя мыслительными мирами и приписывают превосходство одному из них, превращая другой в простое и удобное средство. Однако выбор, начавшийся в Греции, был сделан окончательно три века тому назад.
Это привело к раздвоению, к радикальному расхождению между двумя видами знаний: стандартному и нестандартному. Чтобы описать это расхождение, прибегали к различным ярлыкам: логика и миф, мысль прирученная и дикая (Levi-Strauss, 1962), логическое и дологическое мышление (Levi-Briihl, 1922), критическое и автоматическое мышление (Moscovici, 1981). Но характер противоположности остается неизменным. С одной стороны, стандартное мышление стремится к истине и достигает ее. Это размышление, которое себя контролирует и формулирует критерии для опровержения или подтверждения своих рассуждений. Ум, натренированный на следовании этим правилам, постулирует, что на каждый вопрос есть ответ, и притом только один. В противном случае это не настоящий вопрос. В нем содержится нечто неясное. Кроме того, правило, которое приводит к формулировке правильных решений для всех подлинных проблем, имеет логический характер. И наконец, решения и рассуждения действительны для всех людей, во все времена и в любом месте.
egg Глава 21. От науки — к здравому смыслу ________________________________________
Напротив, нестандартное мышление соответствует более «естественной» форме мысли, присущей человеку от природы, и такой способ мышления осваивается без специальной подготовки. В этом случае людям непосредственно известно то, что они знают. Они стремятся сформулировать смысл ради него самого, в своей жизни, в настоящем, а не ради будущих целей, какими бы возвышенными они ни были. Правила и условности кажутся сами собой разумеющимися. Люди пользуются ими свободно, в соответствии с потребностями момента. На это мышление оказывают сильное влияние те убеждения или языковые стереотипы, которые человек имел ранее.
Но такое раздвоение — это результат не только разделения мышления. Это также следствие разделения, существующего в обществе. Именно в этом качестве оно нас здесь интересует. Общеизвестно, и нам незачем об этом распространяться, что в современной культуре господствует большая дифференциация. Это проявляется в расколе в науке, технике и, впрочем, даже в искусстве. Что это значит? С одной стороны, приобретают автономность знания, выработанные специалистами. С другой стороны, традиции, утратившие содержание и потерявшие способность естественного роста, продолжают развиваться как знания на почве повседневной жизни. Таким образом, захват специалистами культурных традиций породил культуру экспертов, замкнутую в своих институтах и науках. В то же время так называемое знание профанов было заброшено, предоставлено самому себе, «усохло», раздробилось и в таком фрагментарном, раздробленном виде стало достоянием массовой культуры.
Все эти изменения вызвали результаты, диаметрально противоположные тому смыслу, который могло бы обрести открытие и использование человеком тайн природы. Результатом стало раздвоенное общество: меньшинство специалистов и большинство любителей, потребителей знаний, высасываемых из скудного образования или из средств массовой информации. Противоположность между стандартным и нестандартным мышлением, между осведомленным мышлением ученого и «наивным» мышлением человека с улицы — это противоположность не столько логического или органического порядка, сколько в конечном счете явление социального порядка.
Социальные психологи мало обсуждают социальные причины этой «плебейской» философии (philosophia plebeia) и еще меньше принимают их в расчет. По-видимому, они не замечают той пользы, которую могли бы извлечь из нее для своих экспериментов. Тем не менее это значит, что если нас сегодня интересует народная эпистемология, то это потому, что понимание и критика неформальной повседневной жизни оказались теперь в центре внимания общества. Это стало столь же насущно необходимой задачей, как и понимание межличностных отношений.