Предмет и основные концепции современной философии науки (Имре Лакатос, Томас Кун, Поль Фейерабенд)

Предмет философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотрены в социокультурном контексте. Ф. науки зародилась в глубокой древности. 1-ым ф-фом науки м. назвать Аристотеля, ибо он создал формальную логику – инструмент рационального научного рассуждения. Он дал ясное учение о том, как должно выглядеть научное объяснение. Он проанализировал и классифицировал различные виды знаний. Пифагор придумал термин Ф., но не употреблял его, употреблял «физика» Вплоть до 17в Ф. науки никто не занимался. В 17в Френсис Беккон обосновал новый образ науки эмпирический и индуктивный. Благодаря Декарту и Ньютону сложилась новая форма познания природы: математическое естествознание, опирающийся на точный эксперимент. Ф. науки как область ф-фского исследования сложилась в 19в в работах Джона Стюарта Миля и Огюста Понта.1920-1939 гг члены т.н. «Венского кружка» объявили логику и философию науки главной обл.Ф. Всю остальную Ф. они классифицировали как метафизику. Начинают складываться направления Ф. науки: 1) Релятивизм (относительный) – признание относительности знаний. Представитель - Томас Кун – амер ф-ф.,, Гл его работа – «Стр-ра научной революции». По его мнению, цель науки- настойчивое, планомерное решение конкретных научных задач. Ученый, по его мнению, должен отвлечься от тех догм, кот-е ему навязывают в процессе учебы, приступить к самостоятельным экспериментам, только тогда ученый может стать полноценным членом научного сообщества. Наукой движут не з-ны, а временные локальные традиции. Важная заслуга Куна - введение нового термина – парадигма – это совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследования, методологических ср-в, кот-е признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами научного сообщества. Парадигма – это устойчивая область исследования к-либо проблемы. 2 св-ва парадигмы: 1- она д.б. признана научным сообществом; 2- она содержит временные переменные вопросы, что открывает просторы для исследования. Парадигма – начало любой науки, обеспечивающая возможность целенаправленно набора объектов и их интерпретация. В физике, биологии, медицине м.б. только к-либо одна парадигма. В Ф. как науке таких парадигм м.б. множество. Кроме того Кун создал модель историко-научного процесса:1.это нормальная наука, господство определенной парадигмы2. научная революция – это распад парадигмы и формирование новой парадигмы.Кун вносит в Ф. науки че-ческий фактор, т.е. именно исследователь и

2) Фаллибилизм (погрешимый) – это направление культивирует погрешимость, ошибочность знаний. Яркой фигурой яв-ся Карл Поппер. Он предлагает новый принцип - фальсификация, т.е. опровержение неистинности. Смысл в следующем: истинность научных теорий должна осуществляться, проверяться ч/з их опровержение. Всякая теория, по его мнению, ненадежна, в ней всегда есть ошибки, следовательно, окончательно теорию подтвердить незя, ее м. только опровергнуть, т.е. фальсифицировать, if ч-либо нельзя опровергнуть, это ненаучно. Это тупик познания.Другой представитель этого направления – Имре Локатос (1922-1974) разработал одну из лучших теорий Ф. науки: «Методология научно-исследовательских программ». Наука – это серия сменяющихся теорий, связанных м/у собой едиными основополагающими принципами. Такую последовательность он назвал научно-исследовательской программой ее стр-ра: Жесткое ядро – общее для всех теорий, наиболее общие для всех исследований з-ны, метафизические принципы. Негативная эвристика – вспомогательные гипотезы. Это своего рода защитное поле программы), кот-я д. принять на себя огонь критики. Позитивная эвристика – это выбор первоочередных задач. Т1-Т2-Т3 - это прогрессирующая последовательность теорий, каждая последующая дает факты. 3. Эволюционная эпистелиология Впервые термин эпистелия (знания) ввел врач-психиатр и ф-ф Мишель Фуко. Это осмысление науки с т.з. биологического эволюционизма. Так, биолог Конрад Лоренс считает, что в самой форме глаза закодированы все з-ны физики. Конрад Юдингтон считал, что основа любой науки –есть сущность любой эволюции. 4. Концепция научной рациональности возникла как оппозиция фаллителизму. Гл. проблема – истинность знаний. Представитель – В. Ньютонский.5. Методологический анархизм – связан сименем Поля Фейерабенда (1924- жив). Это синтез учений Томаса Куна и Карла Поппера. Для него характерен принцип гносеологического произвола. Гл.- это познание, отвержение всякой методологии, т.к. методология подавляет творческое начало в чеке. Двигатель науки не м-д, а чек с его способностями, а любая методолгия вредна, т.е. Фейерабенд выступил за плюрализм и методологическию свободу. Рост знаний идет за счет размножения теорий, т.е. любая теория имеет право на существование, наука д.развиваться ч/з борьбу альтернатив, методологический анархизм приводит его к анархической эпистелиологии, т.е отрицанию универсального м-да познания, т.о. у Фейерабенда, наука – это множество замкнутых в себе теорий без связей и приемственности, это абсолютное самовыражение творчества свободного чека, а принцип гуманизации – это критерий любого знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: