Индийская и китайская К-ры, Ф. и мед

Во 2 тыс до н.э. в Индии рождаются научные ф-фские идеи. В центре религеозно-ф-фских учений Индии – чел-к и природа, а главное – это постижение смысла бытия, освобождение от тягот бренной жизни, спасение в нечто вечном вне бытия, вне реального мира. Важная особ-ть К-ры Индии – это обращенность внутрь л-ти, чек ищет сам путь своего спасения. Чек – это песчинка, затерявшаяся среди миров, но эта песчинка – «Я» - микрокосмос.В К-ре Индии выделяют несколько этапов: 1) Ведический («веды» - древнейший литературный памятник 2-1 тыс до н.э.). здесь появляются идеи обожествления природы, появляется учение о Боге-творце – Брахме. Появляется понятие духовной основы чека («уруша»). 2) Классический (к.1 тыс до н.э.- 6в н.э). здесь ставится вопрос о носителе жизни – это вода, пища, огонь и дыхание. Именно в этот п-д складывается учение о реинкарнации (переселении душ), т.е. признается приоритет духовного. Смерть не сущ-т. Уруше (духовная составляющая) вечно кочует из 1 тела в др., т.е. она обладает кармой (судьбой души). Чем более достойную жизнь ты прожил, тем более высокий статус получишь при следующем перерождении. В классич п-д возникают 6 знаменитых мировоззренческих религиозно-ф-фских с-м: веданта, санкхья, ньяма, вайшешена, мимакса, йога..3) В 6 в до н.э. на основе Др индийских учений возник буддизм. Основателем его считают принца Сиддартха Гаутама – он стал Буддой (познавший истину, просветленный). Учение Будды состоит из 3 принципов:1. жизнь есть страдание во всех формах, 2. страдания исходят из желаний. 3. уничтож желания, страдания исчезнут .Жизнь для буддиста – это множество дхарм (частиц бытия), кот-е находятся в вечном перерождении. Смерть – это распад данного комплекса дхарм, а рождение – это восстановление его в иной новой форме. Так осущ-ся круговорот перерождения – сансара. Цель буддизма – остановить колесо перерождения (сансару), т.к. любая форма жизни есть страдание, нужно успокоить дхарму. Для этого нужно достичь нирваны (точки абсолютного покоя, отсутствия жизни, а значит и страданий). Это абсолютная смерть, но смерть как благо и блаженство.Идеи буддизма получили распространение по всему миру (мировая религия). В каждой стране буддизм впитал в себя национальные религиозно-ф-фские учения (нр в Китае ганьбуддизм, т.е синтез классического буддизма, конфуцианства и даосизма, в Японии- это дзенбуддизм – синтез классического буддизма и японского синтоизма, в России – ламаизм – гос религия республик Бурятия, Тува и Калмыкия. К-ра Китая связана с этико-религиозными с-мами конфуцианство, даосизм и ганбуддизм. Основателем конфуцианства считается Конфуций (551- 479 гг до н.э.). Его учения строятся на культе предков, почитание природы и добродетели В центре Ф. Конфуция стоит чел-к. Конфуций говорит: «нельзя ответить на вопрос что есть чел-к, не ответив на вопрос каким он д.б.». Так он создает концепцию чека долга, кот присуща мудрость, верность, уважение к старикам, мужество и принцип «жэнь» (любить людей). Че-ческое вкл в себя и золотое правило нравственности: не делай другим того, чего не желаешь себе. Неотъемлемое кач-во чека долга – это знания, при этом, образованный чек – это всегда моральный чек. Фундамент морали – семья. Отец – глава семьи, гарант всех з-нов нравственности. Исходя из этого Конфуций строит свои этико-политические взгляды: гос-во – это Б семья, а семья – маленькое гос-во. В конфуцианстве нет понятия о Боге, загробной жизни и душе, однако Конфуций вводит понятие Неба – это высшая власть и высшая добродетель, хотя и равнодушная к чеку. Небо обладает 5 элементами: дерево, огонь, земля, металл, вода. Практически одновременно с конфуцианством возникает даосизм. Его основатель – Лаодзы (≈604 до н.э.). Ему приписывают знаменитый трактат «Дао дэ Дзин» (о пути и добродетели). Основная идея – учение о дао (дорога, направленный жизненный путь). Дао – это корень всего, мать всех вещей. Лаодзы говорит: «Доа – это то, на что смотришь, но не видишь, слушаешь, но не слышишь, ловишь, но не поймаешь, т.к. это то, что находится в пустом кувшине».(необходимая пусотота). У Дао 2 ритма: янь (духовное) и инь (материальное), 3-я составляющая Дао – энергия цзы. Цель чека – слиться с Дао, найти свой жизненный путь. Осн доктрина даосизма – стабильность общ-ва, согласие и консерватизм Появился принци ничего не делай и ничего не будет недоделанного, застой, бездействие для даоса – это счастье и благо. Учение Лоа Дзы строится на противоречиях: янь и инь, бытие и небытие, красота – уродство, глупость – ум и т.д., при этом все способно переходить в свою противоположность: кривое м. стать прямим, пустое – полным, старое – новым, а слабое победит сильное. В даосизме так же нет понятия о душе и загробной жизни. Главное для даосов – обрести бессмертие, высшую жизнь в этой жизни на земле. Вот почему даосские монастыри стали центрами китайской мед. Появился знаменитый мед трактат «Нэйцзын». Врачи Ван Цун, Хуа То и др практиковали в монастырях. Задача монахов была найти путь к вечной жизни. В Китае появилось иголоукалывание, развивались фитотерапия. Сущ -т 2 осн пути обретения бессмертия: 1. найти эликсир бессмертия (вода, волосы только что рожденной девочки, первый выпавший зуб мальчика, все растереть впорошок).2.совершить 1200 добрых абсолютно бескорыстных дел. Даосы поклоняются 8 бессмертным, одна из них женщина. If помнят о тебе, твоих делах, ты бессмертен. Т.о. китайская и индийская К-ры неразрывно связаны с Ф. и мировоззрением этих народов. Для них религеозно-ф-фские с-мы – это больше, чем религия, Ф. – это их образ жизни, вплоть до сегодняшнего длня.

13. Зарождение европейской Ф. как науки. Античная Ф.

Античная Ф представляет учения, которые развивались в Древней Греции и в Древнем Риме с 6 в до нэ по 6 в нэ. Первый период это натурфилософия, на первом плане проблемы ф-и природы. Сократ известен своими учениками, он поднял проблему чека. Для Сократа важен чек. Для Сократа Ф. – учение о том, как следует жить чеку. Ввел понятие души чека – это совесть, моральная чистота, при этом добродетель он отождествляет со знанием. Самое гл. для чека – знать самого себя. Предлагает новый м-д Ф. Майевтика – цель м-да помочь развиться новому ч/з сомнения Сократический прием в педагогика – когда учитель задает вопрос ученикам. Гл, диалектика, диалог. Задал вопрос своим ученикам разделить кач-ва на моральные и аморальные (Нр когда врач не говорит б-му о его скорой смерти). Известны его высказывания: «я знаю, что ничего не знаю», «есть только 1 Бог – знание, и 1 демон- невежество».

За богохульство и растление молодежи Сократа приговорили к смерти, принял чашу с ядом, но его учение продолжало существовать – сократические школы: 1 .Киники (2 вар-та возникновения названия: гора на кот они собирались, переводится как собачья жизнь). Киники проповедовали гармонию чека и природы, отказ от материальных благ, выступали за индивидуализм в ущерб социальному. Их принципы: без общины, без дома, без отечества, быть никем и свободным. Моя родина бесчестие и нищета. Счастье по их мнению – отказ от роскоши, а нищета – высшее благо. Гл представитель – Диоген Синобский. Жил он на территории храма в бочке, там же проповедовал, никогда не мылся, не брился, ходил в лохмотьях, жил на то, что остается от подаяния от бедных. Идея абсолютной свободы ото всего на грани вольницы. «Диоген – это безумный Сократ», он довел идею Сократа до крайности.2. Киренаики (город, где учение возникло). Проповедовали идею гедонизма (наслаждение)- цель жизни в удовольствии, наслаждении, при этом, наслаждение д.б. длительным – это душевная удовлетворенность жизнью. Основатель – Аристипп – синоним продажности ученого (за деньги он мог сказать что угодно, одевался богато, в золото). Еще 1 известный киренаик – Геческий – автор самого знаменитого трактата о самоубийстве, что было шоком для Др Греческого общ-ва. Этот трактат был очень популярен, много юношей покончили жизнь самоубийством. Он считал, что if уровень несчастий> уровня счастья, то жить не стоит. Это был 1-ый ф-ф, чьи труды горели на кострах.3. Мегарики, но о них почти ничего не осталось известного.4. Академия Платона (427-447гг до н.э) Настоящее имя Аристокл, был царского рода, но отказался от престола, Платоном (широкоплечим) его назвал Сократ, он всем давал прозвища. После смерти Сократа Платон открыл свою школу и назвал ее академией в честь Академа (спонсора). Платон поставил все основные ф-фские вопросы, уникальный мыслитель, написал научные труды практически во всех отраслях науки. Некоторые полагают, что под именем Платона часто кроются его ученики, т.к. не мог 1 чек всего этого написать.

Сильная сторона Ф. Платона – онтология – Ф. бытия. Бытие – есть субстанция, тождественная самой себе, недоступная че-честву, но постижимая разумом. Бытие множественно – это идеи (эйдосы), гл идея Ф.: любая конкретная вещь – есть материализация к-л идеи. Бытие делится на 2 части: «мир идей» - это истинный мир, мир общих понятий, и «мир теней» или вещей, это материальный мир. Все в материальном мире сущ-т только потому, что есть некая общая идея (универсале). Платон формирует мысль о творце мира – Домиурге (олимпийские боги не творцы мира), у него есть идея и он способен сформировать что угодно, он вдохнул в чека душу. В душе 3 части: разумная, волевая и чувственная. Душа разумная, находясь в теле чека, припоминает то, что созерцала в мире идей, и только поэтому чек м. мыслить. После смерти душа покидает тело-темницу и возвращается, обогащенная в мир идей (христианская идеология возьмет мир идей за рай). Учеником Платона был Аристотель (384-322гг до н.э.) 20 лет он учился у Платона и медицине (его отец был придворным медиком у Филиппа Македонского), учил Ал-дра Македонского. Аристотель автор трактатов по мед «Анатомия» 8 книг, «Книга о бесплодии», «Врачевание» 2 книги. Гл труд по Ф. – «Метофизика» - синоним Ф.(то, что после физики). Аристотель считал, что мир идей сущ-т, но считал, что идеи м. сущ-ть и в конкретных вещах. Создает учение о материи и форме. Вещь = материя +форма. Материя пассивна, форма активна. Материя –некая глина, форма – это Бог, он есть форма всех форм, вместилище всех чувств, Бог – это гончар, кот с помощью глины м сформировать все, что угодно. Аристотель подробно изучал проблему чека – его способность жить в общ-ве. «Чек – это политическое животное. Аристотель основал новую науку – логику. Поздний п-д развития античной Ф. связан с учением Эпикура (345-270). Он открыл свою школу, единственная школа, куда м. приходить женщины. Гл – учение о смысле жизни и счастье. Ф. – мудрое истолкование жизни, пустые слова того ф-фа, если они не врачуют душу чека. Чек, по его мнению, несчастлив только потому, что боится смерти, но нас пугает не смерть, а мысль о ней, смерть не имеет к нам никакого отношения, т.к. пока мы есть, смерти нет, а когда она придет – нас нет. Счастье чека в душевном покое – атараксия – жизнь спокойная, ничего не происходит. Еще 1 крупн шк – стоическая (стоики ). Когда Зенон Кикийский приехал в Афины, чтобы снять помещение для школы, сказали, что он не гражданин, → не может ничего снять, они собирались под портиком – «стоя». Гл принцип – смириться со своей судьбой, ибо все подчинено высшему з-ну. «Судьба согласного ведет, а противящегося все равно тянет», т.е. нужно жить в согласии с природой и добродетельно. В римской Ф. его последователи – Сенека (4-65 гг Н.э) он соед стоицизм с учением Платона. Он считал, что Бог – это причина всех причин, это высшая нравственность и справедливость (впервые говорит о моральности Бога). Великий моралист, но он воспитал Нейрона, чека, убившего всех родственников для того, чтобы взойти на трон, он участвовал в оргиях Нейрона. «Почему? Ничто чеческое мне не чуждо, я учу как жить». Марк Аврелий (128-180гг н.э.) –великий римский император. Представитель стоицизма. После его смерти под подушкой его кровати нашли его дневник-трактат, где он говорит, что чек д. смириться со своей судьбой. Завершает античную Ф. скептицизм. Скепсис – сомнение, неверие в свои силы. Это закат античной Ф.Впрочем ф-фом и скептиком, агностиком был секст-эмпирик (6-ой врач). Секст – автор след работ: «Пифагоровы положения», «Против ученых», «Против ф-фов». Смысл Ф. излагал в виде притчи: темный дом ночью. Вам говорят, что надо в нем найти золото. Все кажется золотом. → Надо во всем сомневаться, ничто ни и истина, чек не д. иметь никаких убеждений. Он выступает против моральных норм, против всех норм, считал, что знания ни к чему хорошему не приводят, они все ошибочны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: