Современные модели развития науки (С.Тулмин, Э.Эзер)

В современной Ф. науки наиб. популярна концепция Стивена Тулмина и Эзера. Стивен Тулмин предлагает эволюционную модель развития науки в рамках постпозитивизма. Свою концепцию он излагает в работах «Рациональность и научное открытие», «Че-ческое понимание». Для Тулмина, рациональность – это че-ческих действий, благодаря кот-м понятия и суждения способны к распространению, т.е. рациональность – это соответствие исторически обусловленным нормативам научного исследования. Задача Тулмина показать как целостные концептуальные с-мы сменяют др дра. Свою эволюционную модель Тулмин строит по аналогии с т. Дарвина, т.е. наука развивается ч/з вз/д-ие инноваций и отбора. Он выделил следующие черты эволюции науки:1. Приемственность2. Критический отбор3. Концептуальные изменения: а) достаточное кол-во ученых выводит интеллектуальные инновации;Б) форум конкуренции, где пробные интеллектуальные нововведения существуют некоторое время, где выявляются их достоинства и недостатки.4. Интеллектуальная экология, т.е. в любой проблеме, ситуации отбор признает тех конкурентов, кот-е соответствуют требованиям интеллектуальной среды, т.о. вопрос о закономерностях развития науки сводится к 2 группам:1. Ф-ры,определяющие появление теоретических новаций – это своего рода аналог проблемы происхождения мутантных форм в биологии.2. Ф-ры, определяющие признание и закрепление того или иногконцептуального вар-та, аналог биологического отбора.В своей книге Тулмин приходит к выводу, что необходимым конечным ист-ком концептуальных изменений явл-ся любопытство и способность к размышлению отдельных людей.

Теория фазовых переходов Эрнста Эзера. Эзер считает, что науке хар-на эволюция ч/з опр фазы: 1. Переход от дотеоретической стадии науки к первичной теории. Первич теория часто ошибочна. 2. Переход к альтернативной теории, т.н. смена парадигм (на смену т. Птоломея - т. Коперника). 3. Переход от отдельных параллельных частных теорий к универсальной. 4. Переход от абстрактной теории к конкретной с тотальной сменой понятий.

Позитивизм как философия науки. Философия науки Карла Поппера. Позитивизм как Ф. науки.П.-филос-ое направление, которое утверждает приоритет Н. над остальными сферами познания. Позитивизм

возникает в 30-х гг 19в. Он интерпретирует действительность сквозь призму научно-технического подхода. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать». Позитивизм утверждает, что наука не нуждается ни в какой стоящей над ней Ф., наука сама по себе Ф., но при этом они признают наличие общей науки – с- з научного знания. 4 этапа: 1. Классический п.(О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер)- первая половина 19в. 2. Эмпииократицизм(опыт критика)(Э.Мах, Австриус)- к.19в.- нач.20в 3. Неопозитивизм(РасселЮ Витгенштан, Шмек)-перва половина 20в. 4. Постпозитивизм(философия науки)-вторая половина 20в.(Поппер, Кун).В позитивизме Ф. сведена до методологии науки. Основатель П. – Огюст Конт «Курс позитивной Ф. Он выделяет 3 стадии чел-ческого духа: 1. теологическую (подчинение воображению, когда все явления объясняются вмешат-вом потустор. Сил. Время обр. религий); 2. метафизическую (связана с развитием Ф. Господство разума, все явл. объясн. Черерез астракционизм. Стремление к абсолютному разуму не достижимо.); 3 позитивную (истинно научная стадия, она объединяет теорию и практику, выводит з-ны). Кант – основатель новой науки – социологии, дает kf-цию наук по принципу усложнения: 1математика, 2астрономия, 3 физика, 4 химия, 5 физиология, 6 социология. Последователь – Джон Милль. Единственный источник познания у Милля – опыт, а единственный прием – индукция, т.к. именно оно усиливает з-ны. Основой Ф. и любой науки считает логику. Др представитель позитивизма – Герберт Спенсер. Ф. у него по знание на ступени max-го обобщения. Он выступал за идею развития и именно он ввел в научный оборот термин «эволюция». В своей Ф. Спенсер пытался примирить науку и религию, религиозную веру он оправдывал выводами науки. Он считал, что конфликт м/у религией и религией бессмысленен, т.к. ни наука, ни религия не м. ответить на вопросы об источнике бытия, а наука, сталкиваясь с тайной сама приходит к религии. В 20-х гг 20в на смену позитивизму приходит неопозитивизм (аналитическая Ф.). В ней выделяют 4 этапа: логический атомизм; положительный позитивизм;. семантический позитивизм;лингвистический анализ.

Крупный представитель логического атомизма – Бертран Рассел (нобелевский лауреат). Он считал, что Ф., оторванная от науки, бесплодна. Обл знаний Ф. – это «ничейная земля», т.е. то, что расположено м/у опытом, наукой и религией. В 1918г он написал «Ф. логического атомизма», где док-т, что атомы – это есть мыслительные посылки, т.е. атомы не физич, а логич. Рассел – представитель нейтрального монизма. В основе сущего лежит не материя и не сознание, а некий нейтральный материал, где материя и сознание взаимно похожи. Морис Шлик и Рудольф Карнак обосновали новые м-ды: 1.м-д верификации (от лат – проверять истину) – проверка истинности ч-л с помощью практики, что незя проверить, то не научно→выступают против к-л гипотез.2.м-д конвенциализма – принцип согласия ученых о к-л понятиях, терминах.3.физикализм следует объединить все науки на основе языка физики. Крупным представителем логического атомизма и Ф. ллингвистического анализа яв-ся Людвиг Витгенштейн ( 1889-1951). В 1921 г он пишет работу «Логико-ф-фский трактат», где пытался разработать универсальный язык науки. Теория реальности – это теория языка. Ф. – есть критика языка. Весь туман Ф. концентрируется в капле грамматики, Ф. у него не наука, а нечто, что стоит над наукой. Ф., по его мнению, д. изучать ф-ции языка. Он утверждал, что все ф-фские проблемы рождаются тогда, когда язык уходит на отдых. Нормальная работа языка ф-фских проблем не порождает. Жизнь чека – постоянная языковая игра. Ф. есть борьба против разочарований нашего интеллекта ср-вами языка. Ф. – это терапия, благодаря кот проясняется ф-щий язык. В 50-60гг на смену позитивизму приходит постпозитивизм. Логико- методологическая концепция науки. К. Поппер –развивает принципы фаллибилизма и фальсификации.фальсификация, т.е. опровержение неистинности. Смысл в следующем: истинность научных теорий должна осуществляться, проверяться ч/з их опровержение. Всякая теория, по его мнению, ненадежна, в ней всегда есть ошибки, следовательно, окончательно теорию подтвердить нельзя, ее м. только опровергнуть, т.е. фальсифицировать. Догматизм - Это тупик познания. Истину зафиксировать невозможно. «Истина- это покрытая туманом горная вершина». Не успеет теория родиться, как она уже опровергнута, т.е. развита дальше. Развитие научных знаний – это направленный процесс ниспровержения одних научных теорий и замена их другими.Другими словами, наука развивается благодаря выдвижению смелых предположений, беспощадной критике и контр примеров.

К. Поппер создает учение о росте научного знания: проблема-времен решения - фальсификация- новая проблема. Во всех временных решениях есть ошибка. К. Поппер создатель теории третьего мира. В своей работе «Объективное знание» Поппер выделяет тезис о том, что следует выделять 3 мира: 1. мир физических объектов и физических состояний; мир состояний сознания, мыслей или ментальн состояний; мир научных идей и мир иск-ва, это рез-т вз/д-ия 1 и 2-го. Необходимым условием его возникновения стало появление языка, знание превращается в объективный дух, т.е. приобретает объективных хар-р. Учение Поппера – обоснование научной революции в 3-м мире. В 90-х гг выходит работа «Открытое общ-во и его враги», она стала одной из ярких работ по социальной Ф. и политологии. Здесь Поппер исследует феномен тоталитарных обществ, фашизма. Истоки национальной идеологии по его мнению впервые встречаются у Гегеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: