Научная революция 19в. Новые направления в Ф

Это эпоха формирования электродинамической модели мира. В этот п-д возникает позитивизм. Цель позитивизма - интерпретировать действительность сквозь призму естественно научного подхода. Позитивизм утверждает, что наука не нуждается ни в какой стоящей над ней Ф., наука сама по себе Ф., но при этом они признают наличие общей науки – с- з научного знания. Позитивисты по сути открывают новый этап в развитии Ф. – постклассическую Ф. или Ф. постмодернизма. Они отвергают основной вопрос Ф. и деление ф-фов на идеалистов и материалистов. Основатель – Огюст Кант «Курс позитивной Ф. Он выделяет 3 стадии чесеского духа: 1. теологическую (объясняется с т.з. религии); 2. метафизическую (ч/з критику); 3 позитивную (истинно научная стадия, она объединяет теорию и практику, выводит з-ны). Кант – основатель новой науки – социологии, дает kf-цию наук по принципу усложнения: 1математика, 2астрономия, 3 физика, 4 химия, 5 физиология, 6 социология. Позитивисты предлагали новые м-ды познания:

1.м-д верификации (от лат – проверять истину) – проверка истинности ч-л с помощью практики, что незя проверить, то не научно→выступают против к-л гипотез.2.м-д конвенциализма – принцип согласия ученых о к-л понятиях, терминах.3.физикализм следует объединить все науки на основе языка физики. Крупным направлением в Ф. 19в яв-ся иррационализм – Ф. скепсиса, пессимизма. Ярким представителем яв-ся Артур Шопенгауэр (1788-1860) (по образованию медик) 2 основных полжения:Мир – это Воля в себе;Мир – представление для себя.Мир неразумен, суть мира – ненасытная Воля (он подменяет христианского Бога понятием Воля). Воля – высшая сущность мира, Воля ненасытна, равнодушна к чеку→мир неразумен и бессмысленен, «Жизнь –это плесень на 1 из шаров, который зовется Земля», чек – это сгусток вожделения инстинктов (сильнейший инстинкт рода, жизни, половая любовь – это воспроизведение новых поколений для б-ни и смерти, романтической любви нет. Соед Ф. Канта и буддизм. Шопенгауэр – ф-ф мировой скорби, его учение невероятно пессимистично, но он предлагает выход – стать нравственно совершенным чеком, т.е. стать Богом. 1 из самых одиозных фигур – Фридрих Ницше (1844 -1900) «Я ф-ф неприятных истин, адвокат дьявола и допросчик Бога».Я не человек я динамит Его считали гением, безумцем, его книги сжигали на кострах, ставились выше Библии, на основе его учения развился фашизм. Жизнь (бытие) с т.з. Ницше – это вечный круговорот, «песочные часы», гл в жизни – желание власти, доминирование воля к власти, оно выше религиозных и моральных норм. «Добродетель, долг, благородство – все химеры, кот-м нет места в жизни. Мораль – это вздохи слабого». Исходя из этого Ницше критикует классическую мораль (прежде всего кантовскю) вообще. Мораль – уродливый старый карлик, кот взбирается на гору, но он оч неуклюжий, он чего-то хочет, но не может, ибо всем должен. Этот карлик и мешает всем двигаться впред, так Ницше приходит к главному тезису своей Ф.: «Падающего подтолкни». Ницше объявил хр-во защитником слабых, книга «Анархист», хр-во предлагает лучшую жизнь тем людям, кот в этой жизни не везло. В фальсификации хр-ва (религии) Ницше обвинил евреев, но при этом Иисуса Христа он считает великим чеком. Хр-во провозгласило равенство, Ницше был радикальным противником равенства, говорил, что нет равенства ни перед собой, ни м/у мужчиной и женщиной. Истинный чек д.б. л-тью, т.е самим собой, быть абсолютно свободным от всего (морали, догм, авторитетов). Бог умер это мы его убили след-но чел абсолютно свободен. Создает учение о сверхчеке. Чек – это канат, натянутый м/у животным и сверхчеком, канат над пропастью. «Бог умер, мы его убили. Да здравствует сверхчек». Он пытается док-ть, что чек не есть тупик эволюции. Осн хар-ки сверхчека:1представитель арийской расы, нордического типа, желание власти, к себеподобным сверхчек доброжелателен, уважителен, а к людям толпы, маленьким людям – он зверь. 2.живи опасно. Жить – быть беспощадным к тому, что стало ненужным, старым. Имморалист.

Новые направления Феноменология. У Канта, феномен- это вещь как явление. Феноменология – наука, основная на анализе и описании сущности вещей. Девиз феноменологии – назад к вещам. центральное понятие – интенциональность – направленность сознания на объект, пристальное внимание к объекту. феноменология – наука о феноменах чистого сознания. Основатель – Эдмонд Гуссерль (1859-1938), гл работа – «Логические исследовния» 1901г. Внешний мир нам виден в потоке феноменов, они как бы являются нам, т.е. обладают интенциальностью. Интенциальность имеет след стр-ру: 1. гиле – то, что мы способны получить ч/з наши органы чувств (кровь красная) 2. ноэзис – процесс познания явл (сам процесс исслед)

3.ноэма – сам предмет, на кот направлена интенция (Эр, Le)

М-д – феноменологическая редукция, по сути, переход от обычной установки к ф-фской, а задача м-да – отречься от собственных псих установок для открытия высшей истины. Б роль в совр Ф. играет герминевтика (от греч истолковывать, бог Гермес- бог торговли, посланник богов, кот истолковывал волю всев.) Герминевтика – это ф-фское истолкование и понимание текста, при этом текст трактуется в самом широком смысле слова, т.е. как фрагмент культурно- исторической среды, танец – это тоже текст. Все есть текст. Задачи герминевтики – вжиться в текст и понять его лучше, чем сам автор. Герменевтический круг

слово→предложение-текст-словоОтрицает истину вообще ее нет есть только интерпретация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: