Великие врачи-ф-фы: Авиценна, Парацельс

П-д начало Возрождения – конец средневековья Парацельс (1493-1541). Природу он понимал как живое целое, кот состоит из земли, воды, воздуха и огня. Говорил: «врач – слуга природы». Природа – некое живое целое, пронизанное звездной астральной душой. Природа бывает видимая и «стихия природных духов» - некий параллельный мир, где живут духи, гномы, боги, эльфы… Природа имеет 4 первопричины: земля, вода, воздух и огонь. Фигура Парацельса спорна в рамках теологии, считается, что он был чернокнижником, в его трудах много об этом говорится: материальным субстратом чека он считал соль, ртуть и серу – это пассивное начало, св-ва этим началам дает духовная сила, высшее начало – Архе(й). Б-нь есть угнетение Архе чуждым орг-мом или враждебным Архе(сглаз), поэтому лечить нужно не только тело, но и духовное Архе.Парацельса наз-т ф-фом-мистиком, основателем оккультной пневмоталогии – мистическое ф-фское учение, ориентированное на постижение природы, духовных субстанций. Чек – единство микро- и макрокосмоса. Макрокосмос – отражение св-в внешнего мира в чеке, микрокосмос – проявление сокровенной природы чека как небесного сущ-ва. Анатомию Парацельс считал совокупностью знаний о божественной модели. Парацельс выдвинул 7 способов лечения чека:«герметическая терапия» - вызывание духов;«вибрация» - посредством иск-ва: вибрация цвета, звука, танца.с помощью амулетов;с помощью молитв;диета и правильный образ жизни;травами;кровопусканием. Л ечить надо 3 ур-ня чека: духовный (Архе), душевный (душа), телесный. Парацельс ввел в мед хирургию и алхимию. Крупнейший врач и ф-ф Ави Цена (980- 1037) учился у величайшего ф-фа мусульманского Востока Аль Фараби, кот-го считают лучщим комментатором Платона и Аристотеля. Ф. Ави Цены – соединение Ф. Аристотеля и неоплптонизма. величайшим ф-фским трудом он считал «Метафизику» Аристотеля. Овладев Ф. (он занимался ей с 14 лет), с 18 лет Ави Цена приступил к изучению мед, в 21 год – 1-ый научный трактат – «Свободная книга», где излагает свое понимание наук, кроме математики. Затем он приступил к написанию 20-томной работы по Ф. «Итог и рез-т». В 1023 вылечив 1 из эмиров Бухарского от ЖКТ заболевания, Ави Цена становится визирем, но затем произошел гос переворот, он был вынужден бежать. Это заставляет гл. свое ф-фское произведение «Книга исцеления» из 3-х частей, в кот ни 1 слова о мед. 1часть посвящена логике и диалектике, он традиционно понимает диалектику – наука о движении. 2ч о натурФ., где Ави Цена заявляет о себе как о дуалисте, т.е. сущ-т и материальная, и духовная субстанции, содержит учение о материи, ее движении во времени и пр-ве. Соотношение материи и формы он выводит из Аристотеля «Материя обладает устойчивостью только в форме». Первопричина всему – это чистое благо, Всевышний, гл. хар-ка кот-го – любовь. Бытие – это материя, небытие – это зло. Развивает учение Платона о мыслящей душе, «Душа мыслит самостоятельно и связи с телом не имеет». 3ч посвящена геометрии, математике и астрономии. В конце жизни Ави Цена пишет многотомную работу по Ф. «Книга справедливости», где, как он говорт, «Я указал 28000ф-фских проблем. Как ученый- астроном Ави Цена изучал прохождение Венеры по диску солнца, создал науку геодезии. Написал трактаты по мед «Канон врачебной науки», «Книга общих наблюдений», «Книга о коликах», «Сердечные препараты», основоположник геронтологии. «3 оружия есть у врача: слово, растения и нож», «Врач д. обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змей..».

16. Средневековое ф-фское мировоззрение и мед Средневековое западное мировоззрение – это христианское миророззрение, где все: наука, иск-во, бытовые проблемы, все ориентировалось на авторитет христианства, это касается и Ф. «Ф.- служанка богослвия», впрочем, это м. отнести к любой науке. Не раздел понят ф и религии. Особ-ть Ср/вековой Ф.: 1. это с-з иудейского учения и Греко-римской Ф.2. идеи теоцентризма (Бог – центр мироздания);3. идея креацианизма, т.е. сотворение мира Богом;4. проблема теодицеи,кот-я решалась и в Ф., и в др науках, и на уровне мироздания. Теодицея – оправдание Бога в допущении зла на землю. (Бог создал все, он всесилен, Бог – это добро, но откуда зло?). В ср/вековой науке и Ф. выделяют 2 этапа: патристика и схоластика. Патристика (1 -6в) (pater –отец). Гл проблема – соотношение веры и разума, проблема троичности Бога, теодицеи… Непосредственным предтече яв-ся Филон Александрийский (25г до н.э.- 50 г н.э). Он впервые пытается соед-ть иудейское учение с Ф. Платона, т.о. у него появляется мысль о Боге-творце. Бог у Филона трансцендентален миру, т.е. за пределами реального мира, т.е. получается, что Бога в этом мире нет, он в каком-то другом мире и в этом мире не стоит искать. Для контакта с миром Богу нужен посланник-пророк, им яв-ся Иисус. Бог м. лишь творить и управлять миром, у Филона – Бог – это логос, своего рода высшая идея. (логос и слово- слова- синонимы «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог»). Филон развивает идеи классического теоцентризма. Проблему соотношения разума и веры решал Тертуллиан – великий инквизитор (160-220гг). Это имя до сих пор отождествляется с агрессивным христианством, он сказал: «Ф. - источник всех ересей, истина одна – Бог, Ф. – это дьявол». Вера, по мнению Тертуллиана не требует док-в, «верю потому что абсурдно», но if чек сам не пришел к богу, ему нужно помочь, if не хочет, то не стоит жить. Ориген (180-254г) – крупнейший ср/вековый патрист, он соед христианство с платонизмом, развил учение Платона о душе и бессмертии. Ориген создает учение о Боге в 3 лицах Троице: Бог-отец дает бытие мира, т.е. творит, | Бог-сын – это мудрость Бога, Бог-святой дух – это души святых или мир универсалий (по Платону)→лестница Оригена, она отрицалась православной церковью, что внесло раскол в христианство в последствии. Внимательное чтение Библии (люди в ней искали ответы на вопрос, но Библия сама вопрос), каким образом трактовать: «и сотворил Бог по своему образу и подобию мужчину и женщину», так кого мужчину или женщину? Ориген предлагает свою теорию сотворения чека: Бог создал сущ-во по своему образу и подобию, затем души одел в тела. Августин Аврелий Блаженный (354-430г) У Августина Бог – причина всех причин, Бог отражается в душе у каждого чека, чтобы не делал чек, это делает ч/з него Бог, но часто чек творит зло. Добро – это любовь в Богу, а зло – это любовь к самому себе. Когда чек начинает любить себя>, чем Бога→зло. Августин разработал учение об истории христианства. История началась с грехопадения Адама и Евы. Создает учение о безгрешности и высшем авторитете папы Римского, в то время папа решал все экономические и политические проблемы. Схоластика (школа)(6-14в) Осн. Проблемы: рациональное обоснование веры, отделение науки и религии. Развив в средневек университетах

Отцом схоластики называют Иоанна Скотта Эриогенна (810-?) Он считал, что м/у верой и разумом нет противоречий, подлинная религия есть подлинная Ф. «Никто не восходит на небо иначе, чем ч/з Ф». По его мнении. Мир – это проявление Бога, т.е. Бог=природа – пантеизм (пан – природа, Тео- Бог).Крупнейшим систематизатором и схоластом был Фома Аквинский (1225-1274) – итальянский граф, стал священником, причислен к лику святых. На учении Фомы Аквинского основана вся Ф. католической церкви. Гл работы – «Ф-фская сумма» - против язычников, и «Сумма теологии». Фома Аквинский – основатель течения в Ф. – томизм (в наст вр - неотомизм) – это соединение Ф. Аристотеля с христианством. В центре Ф. – 3 проблемы:1. проблема общих понятий;2.соотношение веры и разума. Учение Фомы Аквинского открыло путь всему. Вера и разум не противоречат др дру, наука и религия не противоречат др дру, все от Бога, Ф. и разум – это начало веры. Чек многое м. постичь с помощью разума и науки, но он не сможет познать Бога, что такое душа, поэтому вера выше разума.3. проблема соотношения Бога и природы. Бог – фундамент бытия, это само бытие, а природа лишь обладает бытием Бога. Когда у Аквинского спросили «Что такое Бог?»- «мы не знаем, что есть Бог, но мы знаем, что небог». Фома Аквинский привел 5 док-в Бога: 1. if есть мир, то есть и тот, кто его создал;2.все имеет причину, но цепь причин не м.б. бесконечной, вечное почему упрется в первопричину – это Бог – это та причина, куда сходятся все почему.3. в мире сущ-т необходимость бытия сама по себе, иначе ничего не было бы, поэтому нужна абсолютная необходимость – это Бог. 4. < совершенное не может создать >совершенное, есть высшее совершенство – Бог.5. Целесообразность мира, з-ны мира невозможно объяснить естественными причинами, поэтому Бог есть. Ср/вековая западная Ф. возродила к жизни труды Платона и Аристотеля. Медицина ср/вековой Европе. Самым распространенным заб-м были «горячки». Эта б-нь получила распр-ие как эпидемия, в 10в самая крупная эпидемия, многих жгли заживо, считалось. что вызывается спорыньей.1109г – год огненной чумы, она унесла≈ ½ населения Европы, 1235 – Франция- город опустошен чумой. Боязнь оставаться в городах порождала движения отшельников, основывались монашеские ордена, считалось, что святой Антоний защищает от чумы. Схоластическая мед, гл- лечить с помощью молитв, заговоров. Ср продолжительность жизни в 10-14в была 30 лет. Др распространенные заб-я – tbc, кожные, нервные б-ни. Считалось, что у каждой б-ни д.б. свой святой покровитель: при зубной боли – Св. Агапий, при конвульсиях – Св. Корнелий, при рахите – Св. Обен, при коликах – Св. Герман. Самая крупная эпидемия чумы в 1348 г – эпидемия Черной смерти, вплоть до 80% населения погибли, но данные разнятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: