Рационализм и материализм Нового времени: Ф. и мед

17-1ая ½ 18в.17в – век науки, формирование научной картины мира, приоритет разума. ЭМПИРИЗМ Отправным пунктом яв-ся Френсис Бекон (1561-1626) – выдающийся ученый, ф-ф, полит деятель, достиг вершины власти – пэр в Англии. 1-ое сочинение – «Опыты», где он выступает за гл м-д науки – эмпирический, опытный, только опытным путем м достичь ч-л в науке. Всех ученых он делил на 3 группы: 1. муравьи (эмпирики) – только собирают данные и не пользуются ими.2. пауки (догматики) – для них гл – к-л установки, авторитеты. 3. пче лы – лучший тип ученых – собирают пыльцу с лучших цветов и творят.

Бекон активный противник католической церкви, сторонник протестантизма, именно благодаря его политике религиозные войны не перешагнули ч\з Ламанш, они отвергли подчинение Папе Римскому, решения принимал король, деньги шли в казну короля. Бекон интересовался мед, участвовал внаучной дискуссии о том, следует ли смертельно б-му чеку легко уйти из жизни, вводит в научный оборот термин эвтаназия (легкая смерть). Гл принцип учения Бекона – знания – сила, цель науки - открытие истины для чеческой пользы. Он впервые ставит вопрос о несовершенстве чеческого интеллекта. Что чеку мешает познавать мир и его истины? Так он создает учение об идолахх, или призраках, т.е. в голове у каждого из нас живут 4 идола, кот-е мешают нам все познать:Идолы рода – то несовершенство разума, кот-е мы получаем от родителей.идолы пещеры – это индивидуальность каждого чека (черты хар-ра, темперамент); идолы рынка – неправильное употребление и понимание слов, «когда слова насилуют разум»;идолы театра – ложные представления о мире, кое-е люди черпают из ложных схоластических ф-фских с-м. Нужно освободиться от идолов и приблизиться к изучению природы. Ф. д. изучать природу, богословие – Бога.Бекон разработал принципы м-да индукции, т.е. переход от частной установки к общей. 17в – век рационализма. Крупнейший рационалист – Рене Декарт (1596-1650). Суть рационализма Декарта м свести к а) в основе познания лежит интеллектуальная интуиция;б) интуитивные воззрения д. опираться на м-д дедукции, от общего к частному.Декарт подвергает сомнению истинность всех знаний. «Мы можем допустить, что нет ни Бога, ни Земли, ни наших тел, но мы не м. отрицать, что мы существуем». «Я сомневаюсь→я мыслю, я мыслю→я сущ-ю», кто не мыслит, тот не сущ-т. Декарт – дуалист, он признает наличие 2субстанций: материальной и идеальной, но как соед-ть эти 2 субстанции? Бог приводит их к единству. (Всего 2 дуаллиста – Ави Цена и Декарт).Бог – это истинная субстанция, он соед душу и тело, Бог поместил душу в чеческое тело, ее место в шишковидной железе. Декарт создает учение о врожденных идеях, это идеал Бога, добра, красоты, чисел, пр-ва, времени (по типу универсалий Платона). Картозианцы – последователи де’Карта. Бенедикт Спиноза (1632-1677) его отец – раввин, Спиноза д.б. стать раввином, но он бежал, стал католиком→евреи его отвергли, католики тоже преследовали→вечный скиталец. В конце жизни шлифовал линзы за гроши. Основатель монизма – учения о единой субстанции. У Спинозы, истинная субстанция есть Бог, но Бог = природе. Мир создан Богом не случайно, мир – это порождение Бога, его разума и любви, но Бог неоднороден, он проявляет себя ч/з атрибуты, св-ва, модусы. Гольфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – ф-ф, физик, математик, историк, юрист, языковед, основатель академии наук в Берлине, во Франции, создал проект Российской Академии Наук по личной просьбе Петра1. Лейбниц – создатель учения о множественной субстанции, это его монадология. Бог –высшее деятельное начало, но есть еще отдельные деятели – монады – это частички бытия, каждая монада – это микрокосмос, Бог – это высшая первичная монада, а материя – это простейшая монада. В 17в идеи рационализма идут вразрез с чувственным познанием мира, кот провозглашают сенсуалисты. Крупнейшим англ ф-фом-сенсуалистом и эмпириком был Джон Локк (1632-1794) врач по образованию, автор трактата «О медицинском иск-ве», полит деятель провозгласил свободу печати. Локк активный противник учения о врожденных идеях Декарта. Он считает, что сознание новорожденного чистая доска, «табуле раза», только опыт и ч-ва есть источник чечекого познания. На 1 место в познании он ставит чув-во. «В разуме нет ничего, чего бы не было ч-вах», разум нужен для того, чтобы систематизировать ч-ва. Идеи сенсуализма развивает англ ф-ф Джордж Бэркли (1685-). Принцип Ф. – сущ-ть- значит быть воспринимаемым. Бог проецирует мир в наше сознание (идеи субъективного идеализма), материал есть пустой звук, Бог дает нам право ощутить материю. Написал 1 работу по мед о целебных св –вах дегтярной настойки, где фарм данные соседствуют с ф-фскими размышлениями (сам медиком не был). Научное мировоззрение нового времени предложило 3 способа познания мира: опытный (эмпиризм), интеллектуальный (рационализм), чувственный (сенсуализм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: