Большинство разработанных криминалистикой тактических приемов допроса на предварительном следствии применимы и к судебному допросу. И в той и в другой процедуре принято различать три стадии (фазы) допроса: предварительную, свободного рассказа и во-просно-ответную.
На предварительной стадии устанавливается личность каждого из допрашиваемых. У потерпевших и свидетелей выясняется характер их взаимоотношений с подсудимым, а у свидетелей, дополнительно, — еще и с потерпевшим. У подсудимого выясняется — понятно ли ему обвинение и признает ли он себя виновным. Ему предоставляется возможность мотивировать свой ответ (ч. 3 ст. 278 УПК РСФСР). Потерпевшим и свидетелям разъясняются их гражданский долг и обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, они предупреждаются об уголовной ответственности за отказ От дачи показаний и задачу заведомо ложных показаний, о чем у них отбирается подписка (ст. 282, 283, 287 УПК РСФСР).
Каковы тактические задачи прокурора на предварительной стадии допроса?
|
|
Напомним, что с подлежащими допросу в суде лицами прокурор знаком только заочно — по материалам дела. Зная или допуская, что с кем-либо из них предстоит сложная тактическая борьба, прокурор должен использовать предварительную стадию допроса для пополнения своих представлений о тех, кого ему предстоит допрашивать, очным изучением их личностных свойств. Метод получения нужной информации об этих лицах — сосредоточенное наблюдение. Поскольку эту стадию допроса всегда проводит председательствующий, прокурор, будучи свободным, как раз и должен сконцентрировать внимание на первоначальном поведении и ответах допрашиваемого.
Выполнив предусмотренные законом задачи предварительной стадии, судья (председательствующий) переходит ко второй процедурной фазе допроса, которая начинается с предложения допрашиваемому сообщить все известное ему по делу. Далее, если нет осложнений, допрашиваемый приступает к свободному рассказу об обстоятельствах исследуемого судом события. С какими же осложнениями в самом начале рассказа могут столкнуться допрашивающие (судья, а позднее прокурор)?
Известно, что важнейшей предпосылкой успешного допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. Видя перед собой большую аудиторию, допрашиваемый зачастую испытывает сильное волнение, психическое напряжение, которые могут выражаться как в повышенной раздражительности, излишней возбудимости, так и, напротив, в скованности, заторможенности. Все это, конечно, мешает установлению с ним психологического контакта и, как результат, проведению полноценного допроса.
|
|
В связи с этим приобретает большое значение умение допрашивающего быстро и незаметно нейтрализовать подобные психические состояния допрашиваемого. Этого можно достичь ровным, спокойным, доброжелательным тоном начинаемого с ним диалога, вежливым, уважительным обращением к допрашиваемому. Совершенно не допустимо употребление при допросе таких вульгарных слов как «врешь», «чушь», «не пори ерунды», таких резких, безусловно раздражающих терминов, как «виновный», «преступник» и т. п.
Неэтичным и посему неприемлемым является обращение к допрашиваемому на «ты», даже тогда, когда он несовершеннолетний. Всегда лучше называть его по имени и отчеству, чем употреблять такие «холодные», отчужденные понятия, как «свидетель», «потерпев-ший»,.«подсудимый», которые вряд ли будут сглаживать напряженность обстановки допроса.
Установленный психологический контакт необходимо поддерживать на протяжении всего судебного заседания.
Между тем практика показывает, что, установив психологический контакт, допрашивающие забывают, что это «хрупкая материя», и не берегут его, увлекаясь борьбой за информацию, в которой подчас сами начинают допускать и раздражительность, и грубость. В результате контакт теряется и допрос может не достичь своих целей.
Одной из причин подобного срыва является вырабатывающаяся с годами у некоторых судей и прокурор-ско-следственных работников привычка читать мораль взрослым людям, учить их жить, давать им, да к тому же публично, далеко не те советы и оценки, которые они хотели бы слышать. Это, естественно, вызывает — в качестве защитной реакции — возражения, конфронтацию. Данная привычка есть одно из проявлений профессиональной деформации. Высокий общественный статус судебных и прокурорско-следственных должностей, широкий круг властных полномочий, возможность управлять социальным поведением и деятельностью людей с позиции закона — все это объективно способствует формированию чувства превосходства у отдельных лиц, занимающих эти должности, которое они и проявляют в неуместной, а подчас и грубой назидательности.
Но вот необходимый контакт установлен и допрос переходит во вторую фазу — свободный рассказ допрашиваемого. Обычно это описание события преступления и связанных с ним событий, излагаемое в хронологическом порядке — от начала его совершения или наблюдения и до конца. Это самый естественный и посему самый типичный и для изложения, и для восприятия способ передачи информации, причем не только по одноэпизодным, но и по многоэпизодным делам. В последних хронологическое описание каждого отдельного эпизода дополняется соответствующим подходом к рассмотрению всей системы преступных эпизодов, составляющих в совокупности более сложное и опасное явление — преступную деятельность.
По ходу свободного рассказа государственный обвинитель продолжает изучение говорящего, наблюдая за его состоянием, степенью владения собой, уровнем скованности или взволнованности, за речью (ее лексикой, точностью, образностью, уверенностью изложения, паузами). Важно проследить и за тем, как по ходу рассказа допрашиваемого раскрывается его отношение к участникам конфликта, действия какой из сторон он (сам того не замечая) описывает мягко, сострадательно, оправдывающе, а какой, наоборот,— жестко, осуждающе. Иными словами, прокурор определяет — «на чьей он стороне».
Помимо этого, прокурор, конечно же, следит за сюжетом рассказа, мысленно сопоставляет показания с прежними, данными этим лицом на предварительном следствии. Если он замечает уменьшение объема или снижение уровня содержательности прежней информации, то делает необходимые заметки, формулирует на черновике вопросы, которые нужно будет задать в целях восполнения упущенного.
|
|
По завершении свободного рассказа допрос перехолит в третью — вопросно- ответную — стадию. Сначала свой круг вопросов к допрашиваемому исчерпывает состав суда, после чего право продолжения допроса председательствующий передает государственному обвинителю. Получая «эстафету» в допросе от судьи, прокурор уже знает, установил ли тот психологический контакт с допрашиваемым, умело ли провел допрос: все ли необходимые вопросы задал, все ли нужное выяснил, не допустил ли тактических ошибок, предопределивших скромные результаты допроса или его неудачу в целом.
Вполне возможно, что прокурору придется сглаживать допущенные ошибки. Делать это надо так, чтобы не подорвать авторитета судей в глазах участников судебного процесса.
Столкнувшись с фактом подавленности, скованности, растерянности допрашиваемого, прокурор (коль скоро этого не сделал суд) должен использовать тактические приемы, направленные на установление с ним нормального психологического контакта. К их числу относятся «снятие психического напряжения» допрашиваемого и плавное «втягивание» его в беседу (диалог). Обычно это достигается путем постановки перед ним простейших вопросов, например: как Ваше здоровье? как Вы себя в данный момент чувствуете? понятны ли Вам задаваемые вопросы? и т. п. Иногда полезно вернуться к анкетным данным, попросить подробнее осветить семейное положение, этапы служебного продвижения и т. д. Отвечая на эти элементарные вопросы, допрашиваемый втягивается в разговор, преодолевает волнение, страх перед судом и успокаивается. После этого перейти к предмету допроса не составит труда, особенно если начальная фаза разговора будет идти мягко, уважительно, в спокойном, доброжелательном тоне.
Вопрос но-ответная стадия судебного допроса справедливо признается самой сложной ввиду ее насыщенности бескомпромиссной борьбой сторон. В ней используется весь арсенал тактических приемов, разработанных в психологии и криминалистике, а также приобретенных в ходе практической деятельности. С учетом сказанного, детальному рассмотрению тактических проблем, возни-) кающих в вопросно-ответной фазе допроса, будут посвя-^ щены следующие параграфы данной работы.
|
|
Тактическое значение типовых признаков социально - демографической характеристики допрашиваемого
При исследовании общих положений тактики судеб-1 ного допроса нужно остановиться и на таких факторах| имеющих существенное тактическое значение, как пол| допрашиваемого, возраст, уровень образования, профес-| сия (работа), состояние здоровья (вообще и, главное, на| момент допроса), наличие или отсутствие судимостей! семейное положение, процессуальное положение (под-| судимый, потерпевший, свидетель). |
В отдельных случаях могут приобретать тактическое| значение данные и о каких-либо иных сторонах личнос-| ти допрашиваемого, но это будут особые случаи, исклю-| чения. Мы же говорим о типовых факторах, которые| следует, хотя бы вкратце, рассмотреть. |
Исследование различий пола допрашиваемых в пла-| не тактических изысканий непременно приводит к| сравнительному анализу так называемых «женской» и| «мужской» психологии. С научных позиций последних лет эти различия сводятся к тому, что женскую психологию относят к категории интравертивных (обращенных «вовнутрь»), а мужскую — экстравертивных (обращенных «вовне»).
При этом в последней выделяют как доминирующее свойство логическое, рациональное начало, а в женской, напротив — эмоциональное. Сразу отметим, что ни одно из них нельзя назвать лучшим или худшим. В системе «человек» оба эти начала представляют «диалектическое» единство и борьбу противоположностей, обеспечивающих развитие человека и как природного организма, и как личности.
Преступление и процедура его расследования, включая и судебное следствие, гораздо сильнее влияет на эмоциональную сферу женщины, чем мужчины. Зная об этом и столкнувшись с необходимостью преодолеть сопротивление допрашиваемой установлению истины по делу, прокурор должен использовать в качестве тактического средства воздействие на ее эмоциональную сферу таких нравственных категорий, как честь, совесть, любовь, долг, ответственность, грех и т. п.
Объективно женщине сложнее, чем мужчине, устоять на ложной позиции, всесторонне защитить ее, но вовсе не в силу каких-то «дефектов» женской психологии, а потому, что женщина в социальной жизни более нравственна, человеколюбива (она же — мать), более критична к опасному и недозволенному, не приемлет зла, насилия, неправды. Отсюда у нее значительно меньший, чем у мужчин, опыт неправомерной, а тем более противозаконной деятельности, меньше изощренности в защите подобной деятельности и соответственно меньше спектр возможностей для этого. У нее, как правило, не бывает запасной ложной версии, которую бы она могла подкрепить системой логически увязанных с обстоятельствами криминала аргументов. Поэтому убедительное опровержение прокурором ее исходных ложных показаний, дополненное умелым эмоциональным воздействием на ее позитивные ценностные установки, чаще всего приводит к отказу от лжи и даче правдивых показаний.
Из сказанного следует, что (при прочих равных условиях) в ситуации, когда лжесвидетельствуют несколько человек, тактически правильным будет начать допрос этой группы лиц с женщин.
И еще один важный момент. Сложные динамические события, в том числе и криминальные, по-разному воспринимаются женщинами и мужчинами. Эти различия в восприятии носят типовой характер.
Женщина — очевидец драки — обычно весьма скупо описывает ее механизм, ибо, будучи по природе противницей насилия, боясь его, не зная его составляющих, не умея и не желая всматриваться в него, она воспринимает лишь некоторые его фазы (фрагментами, частями). Но зато она прекрасно запоминает приметы участников драки — особенности роста, внешности, одежды, речи (крики, угрозы дерущихся), т. е. может дать очень ценные сведения для установления участников конфликта.
Мужчина же, более искушенный в применении насилия (как в практическом опыте, так и через силовые виды спорта — бокс, многочисленные виды борьбы), если он очевидец, а тем более участник драки, основное внимание уделяет ее механизму, ходу, оценивая опасность насильственных действий противников для себя или своих знакомых и решая, как эти действия предотвратить. При этом мужчина лишь в самых общих чертах может сообщить о приметах незнакомых участников драки.
Таким образом, наиболее всесторонняя и полная картина преступного события может быть представлена как сумма специфических, но равнополезных его описаний очевидцами и участниками — мужчинами и женщинами.
Говоря о возрасте допрашиваемых, различия в котором имеют тактическое значение, требуется учитывать особенности ряда возрастных групп: 1) малолетних (по закону до 14 лет); 2) несовершеннолетних; 3) молодых людей (примерно до 30-35 лет); 4) людей зрелого возраста (35-60 лет); 5) пожилых людей (примерно от GO-75 лет) и 6) стариков (старше 75 лет). Небольшое смещение показателей между перечисленными группами не имеет принципиального значения для исследования тактических проблем допроса.
В самом общем плане тактическое значение возраста допрашиваемого определяется степенью социальной зрелости субъекта той или иной возрастной группы, его жизненным опытом (большим, достаточным или малым, а то и вообще отсутствующим — у малолетних), через призму которых они оценивают жизненные коллизии, включая и противоправные конфликты, и дают о них показания.
Что касается особенностей психологии несовершеннолетних, учитывающихся при судебном допросе последних, то в наибольшей мере они известны государственным обвинителям, специализирующимся на рассмотрении в суде дел о преступлениях субъектов этой возрастной группы. Однако столкнуться с необходимостью допросить в суде несовершеннолетнего или малолетнего может любой прокурор, судья.
Допросу малолетнего, в том числе и в суде, присуща масса особенностей. Одна из них состоит в том, что ребенку в возрасте 7-8 лет еще не «по силам» (знаниям) всесторонне охватить и связно описать увиденное. Поэтому в структуре его допроса нет фазы свободного рассказа (в допросах 8-10-летних она лишь едва намечается), он проводится в вопросно-ответной форме. Отсюда ясно, что всесторонность и полнота допроса малолетнего целиком определяется суммой заданных ему вопросов.
Всем известна и характерная для детей этого возраста фантазийность, эмоциональная гиперболизация увиденного. Не понимая или упрощенно понимая социальное значение увиденного, а также то, о чем необходимо говорить при публичном судебном допросе, ребенок может твердо, уверенно, а посему и убедительно отвечать на важнейшие для судьбы дела вопросы, но его ответы при всем этом будут неверными — либо сфантазированными, либо приспособленными, «вписывающимися» в тему того или иного вопроса в силу наводящего характера последнего. Заметим сразу же, что наводящие вопросы предельно опасны именно при допросе малолетних и лиц с отставанием в сфере психического развития, так как оказывают максимальное внушающее и управляющее воздействие.
И еще один существенный момент. Совершенно непривычный и удивительный для малолетнего антураж публичного судебного допроса подавляет его, мешает сосредоточиться и понять, чего от него хотят и что он должен говорить. Поэтому одной из самых сложных задач, возникающих перед прокурором в таких ситуациях, является снятие стресса у малолетнего допрашиваемого и установление с ним психологического контакта. Очевидно, что допрос малолетнего должен проводиться в очень упрощенной «игровой» форме, причем, по возможности, на его лексиконе. Только в этом случае можно будет считать, что вопрос правильно понят малолетним, а это — залог адекватного ответа. В ее решении прокурору может и в соответствии с законом должен помочь педагог (воспитатель) как специалист в области детской, в частности маловозрастной психологии.
Говоря о допросе малолетних, будь то на предварительном следствии или в суде, хотелось бы обратить внимание на одну очень важную проблему, крайне редко учитываемую на практике,— а так ли уж нужен и посему всегда ли необходим допрос малолетнего по конкретному делу? В этой связи один из авторов данного пособия хотел бы привести весьма неординарный пример из своей следственной практики.
Расследовалось уголовное дело о развратных действиях Ф. в отношении сорока двух малолетних. Началось все с развращения им семилетней падчерицы, ученицы первого класса, которая затем, по просьбе Ф., стала приводить домой на эти «сеансы» своих подружек-одноклассниц. Так продолжалось около двух лет, пока эта «деятельность» Ф. не была случайно обнаружена и пресечена, а сам он — немедленно арестован. Было установлено, что шесть девочек приходили на эти «сеансы» многократно, а остальные по одному-два раза, после чего прекратили посещать квартиру Ф. Обвиняемый свою вину признал, но численный и персональный состав потерпевших обрисовывал очень скудно.
Возникла неожиданная коллизия: интересы всестороннего доказывания криминала Ф. пришли в острое противоречие с интересами нормального, нравственного воспитания большого числа малолетних девочек (целого второго класса). Нужно ли было допрашивать более тридцати из них о конкретных развратных действиях Ф., которые они видели один-два раза год-полтора тому назад? Оправданной ли оказалось бы актуализация в их сознании почти забытых (и слава богу!!!) деталей развратных действий Ф.? Не стали бы разве такие допросы —. сначала на предварительном следствии, а затем и в суде — своего рода продолжением развращения малолетних, причем с дополнительным «эффектом» его закрепления. После обсуждения этой проблемы в прокуратуре и суде допросили в качестве потерпевших только шесть девочек, показаниями которых в совокупности исчерпывающе обрисовывались и характер развратных действий Ф., и, что не менее важно, весь круг других потерпевших. Остальные тридцать шесть девочек не допрашивались вообще, но были заочно признаны потерпевшими (их права на следствии и в суде защищали их мамы в ранге представителей потерпевших). По данному поводу было вынесено уникальное в следственной практике «Постановление о непроведении допросов ряда малолетних потерпевших», основаниями для которого послужили, с одной стороны, вполне достаточная доказанность криминала Ф. иными материалами дела, а с другой — крайняя нежелательность таких допросов по нравственно-педагогическим соображениям. В суд эти тридцать шесть девочек, естественно, тоже не вызывались. По согласованию с прокурором данное дело было направлено не в районный, а в областной суд с просьбой рассмотреть его «по первой инстанции» ввиду неординарности подлежащей исследованию ситуации и принятых по делу решений. Областной суд с этой просьбой согласился, рассмотрел дело, вынес обвинительный приговор с максимальным по закону наказанием. При этом в приговоре были специально и высоко оценены нестандартные инициативы предварительного следствия. Кроме того, через неделю Президиум областного суда разослал по всем горрайсудам области письмо с рекомендацией учитывать нравственно-педагогические аспекты судебных допросов малолетних и в сложных ситуациях прибегать к их допросам лишь в случаях крайней необходимости.
Несколько слов следует сказать о категориях пожилых людей и стариков. То обстоятельство, что в силу возраста и, как правило, связанного с ним не лучшего состояния здоровья они, обладающие огромным жизненным опытом, выходят из сферы активной социальной жизни или находятся на пороге этого, определенным образом сказывается на их психологии. Современные старики и многие пожилые люди прошли войну, трудные годы восстановления народного хозяйства и хорошо помнят, какого героизма, самоотдачи и личных жертв все это потребовало от них. Абсолютное большинство из них немногого добилось в жизни, не разбогатело, да и не стремилось к этому.
Основной жизненной ценностью для многих из них стала категория личной чести. Именно она в их возрасте становится мерилом в оценке своего прошлого и настоящего. У верующих людей она дополняется стремлением не согрешить «пред Богом и людьми».
Зная об этой психологической доминанте, прокурор может использовать категории чести и греха как тактическое средство для эмоционального воздействия на лжесвидетельствующего допрашиваемого рассматриваемой возрастной группы. Умело сопоставляя высокую (по возможности) нравственную оценку прожитой допрашиваемым жизни с фактом намеренного искажения в суде истины, подрывающим и ставящим под сомнение эту оценку, прокурор может добиться успеха в получении правдивых показаний.
Высокий уровень образования и общей эрудиции допрашиваемого важно учитывать как фактор, могущий обусловить более серьезный, чем у других лиц, характер сопротивления установлению истины. Это может выразиться в большей продуманности ложной версии, лучшей ее аргументации, в более умелом противостоянии отдельным фактам, приводимым прокурором. Все этс следует продумать заранее — еще па этапе подготовки i допросу высокообразованного и эрудированного про} тивника. Допрос надлежит провести так, чтобы не дат^ поводов для замечаний с его стороны и не понести урона в интеллектуальной борьбе с ним. Условия достижения этих целей (наряду с основными целями допроса) — все} сторонняя подготовка к допросу, осторожное и самокри^ тичное отношение к каждому своему вопросу, аргумент ту,реплике.
Вместе с тем не следует излишне драматизировать зна-| чение высокого уровня образования и интеллекта допрашиваемого в тактическом плане. Эти качества могут не только затруднять допрос, но и, напротив, облегчать его. Умному и образованному человеку легче увидеть, когда под нарастающим давлением обвинительных аргументов прокурора разрушается ложная конструкция оправдательной версии, и определить момент, когда продолжение защиты последней становится не только бессмысленным, но и вредным, поскольку не создает шансов на снисхождение при. неизбежном, как он уже понимает, наказании. Подчас необразованный и недалекий субъект может оказать более упорное сопротивление, ибо не способен реально оценить проигрышность своей позиции, несостоятельность защитных аргументов.
Состояние здоровья — ценность не только объективная, но и субъективная. Что и следует учитывать при допросе каждого лица, причем в двух аспектах: в общем (здоровье в целом) и в частном (здоровье на момент допроса). При неудовлетворительном здоровье допрашиваемого разумно уделить больше внимания вопросу о его здоровье и сострадательно отнестись к его нездоровью. Очень важно учитывать это при допросах «основных фигур», показания которых особо значимы.
Спрашивать о самочувствии вызванных в суд лиц следует в начале их допроса, чтобы в зависимости от ответа сориентироваться — начинать и продолжать допрос либо пригласить врача для оказания вызванному в суд лицу медицинской помощи (например, для снятия головной боли). Если этого не сделать вовремя, то в критической фазе допроса субъект может отказаться отвечать на «тяжелые» вопросы прокурора, инсценируя невозможность продолжать давать показания ввиду названного недомогания и требуя врача. Пока врач удостоверяет факт этой «боли» и «снимает» ее, недобросовестный допрашиваемый использует данное время для подготовки ответов на вопросы прокурора и допрос его может не достичь целей.
Анализируя тактическое значение судимостей допрашиваемого, отметим несколько моментов. Прежде всего — самый общий: наличие одной или даже нескольких судимостей вовсе не обязательно, как нередко думают, повлечет сопротивление установлению истины со стороны допрашиваемого. Равно как, и наоборот, отсутствие судимости совсем не означает, что допрашиваемый не будет оспаривать обвинения. Тактическое значение фактора судимости — неоднозначно! Поведение людей в сложных жизненных ситуациях, а к их числу относится и защита своих интересов в судебном процессе, обычно обусловливается сочетанием нескольких факторов. Правда, и в этих ситуациях какой-то один может играть роль определяющего. В таких случаях многое как раз и зависит от профессионального «чутья» государственного обвинителя, его умения уловить — какое или какие обстоятельства влияют на конфликтное поведение допрашиваемого, а затем попытаться соответствующими приемами обесценить их воздействие и добиться целей допроса.
Говоря о ранее судимом допрашиваемом, авторы имеют в виду главным образом подсудимого, который отчаянно борется против очередной грозящей ему судимости, опираясь на опыт прежних следственных и судебных процедур и используя при этом возможность защищаться ложью и не отвечать за нее. Такой возможности нет у ранее судимых потерпевших и свидетелей. Отрицательный опыт их прежних судимостей, могущий, в принципе, побуждать этих людей к даче ложных показаний, существенно сдерживается либо нейтрализуется реальной угрозой быть привлеченными к уголовной ответственности за лжесвидетельство. Отсюда видно, что судимости (как фактор) могут оказывать гораздо большее влияние на характер поведения подсудимого, чем потерпевших или свидетелей.
При допросе подсудимого, имеющего несколько судимостей и упорно отрицающего обвинение, тактически важно использовать следующие моменты. Еще на этапе подготовки к его допросу нужно внимательно изучить находящиеся в уголовном деле копии приговоров по всем его прошлым преступлениям. По каждой такой копии следует оценить, с одной стороны, количество и качество доказательств виновности подсудимого, а с другой — какую позицию он занимал по отношению к обвинению, прибегал ли к ложным показаниям на предварительном следствии и в суде. Затем все это надо суммировать и сопоставить с доказательственной базой дела, намечаемого к рассмотрению по существу. И если обнаружатся нужные совпадения, их следует использовать в суде как дополнительные доказательства («улики поведения»). Например, у лица, привлекаемого за кражу, ранее было четыре судимости за различные преступления, в том числе две — за кражи. Стало быть, у него не только очень стойкий общий рецидив (четыре судимости), но и неоднократный специальный (две судимости за кражи). Это, разумеется, следует отметить в обвинительной речи. Но главное — в другом. Если во всех прежних судебных процессах была убедительная доказательственная база, но подсудимый, несмотря на это, все четыре раза отрицал вину, а по пятому, рассматриваемому делу картина такая же или близкая к ней, то становится очень выгодным показать совпадение (по весомости) доказательственных баз всех пяти дел и неадекватного поведения подсудимого во всех пяти процессах (всюду голословное отрицание хорошо доказанной вины). Таким образом, удастся продемонстрировать, что и но рассматриваемому делу подсудимый ведет борьбу с обвинением не в силу своей невиновности, а по выработавшейся традиции — отрицать «все и вся», разыгрывая роль «невинно страдающего» от правосудия человека.
Рассматривая семейное положение лица как фактор, могущий приобретать тактическое значение, следует учитывать два типа семьи, которые может одновременно иметь человек. Это так называемые «старая семья» (он, его родители, родные братья и сестры) и «новая», если она создана (он, жена и их дети).
Очевидно, что тактическое значение данного фактора зависит главным образом от того, какое место в системе ценностей занимает семья (и старая, и новая) у допрашиваемого. Чем большую жизненную ценность она для него представляет, чем трепетнее он относится к жене, детям, родителям, братьям, сестрам, тем большим может оказаться эффект тактического использования фактора семьи при его допросе.
Поведение подсудимого, защищающегося от обвинения ложными показаниями, можно оценить как нераскаяние в содеянном, противодействие установлению истины, и, следовательно, как обстоятельство, лишающее его шансов на смягчение наказания, что делает последнее более суровым, чем оно могло бы быть. А это, безусловно, наносит больший урон и семейным отношениям подсудимого, и самой семье, остающейся без него на более длительный срок.
Если ложные показания дает свидетель (потерпевший), то напоминание ему о риске понести уголовную ответственность за лжесвидетельство и о неизбежности связанных с этим серьезных потерь в сфере семейных отношений может существенно «отрезвить» допрашиваемого и побудить к даче правдивых показаний.
Разумеется, для тактического использования «фактора семьи» требуется иметь подробную информацию о членах семьи, их здоровье, о семейных традициях, нравственных установках, особенностях взаимоотношений. Чем меньше сведений такого рода содержится в материалах дела, тем больше времени и усилий нужно потратить на их получение при допросе этого лица в суде.
Тактическое значение процессуального положения допрашиваемого. Следует напомнить о трех основных видах процессуального положения — подсудимый, потерпевший, свидетель. Находясь в том или ином положении, допрашиваемый «играет» соответствующую ему «роль». Типовые различия этих ролей таковы. Подсудимый и потерпевший — лица, заинтересованные в определенном исходе дела. Их интересы обычно, противоположны. Свидетель чаще всего нейтрален, не заинтересован в пользу ни одной из противоборствующих сторон. В этом — залог его объективности.
Естественно, встречаются свидетели, заинтересованные в пользу подсудимого либо потерпевшего, — и не так уж редко. В силу этого их показания могут быть в большей или меньшей мере необъективными. Знание о том, какого характера отношения связывают такого свидетеля с подсудимым или потерпевшим, а отсюда — чего от него можно ожидать на допросе, имеет огромное тактическое значение. Особенно это важно знать об «основных фигурах» из числа свидетелей. Информацию по данному поводу нужно получить и оценить еще на этапе подготовки к судебному процессу, а при необходимости уточнить или перепроверить ее в начальной фазе допроса.
Заинтересованность потерпевшего связана не только с ожиданием наказания виновного и полным возмещением ущерба, причиненного последним. Этот его интерес понятен и естественен. Но могут быть и другие, тщательно скрываемые интересы: утаить на суде (особенно если это удалось на предварительном следствии) свою провоцирующую роль в криминальном конфликте либо, напротив,— «наговорить на себя» в целях умаления вины подсудимого. Последнее встречается по делам о криминалах в семье, среди родственников, а также при подкупе либо угрозах со стороны лиц, представляющих интересы подсудимого. Все это прокурору надлежит учитывать, определять и, по возможности, нейтрализовать в ситуациях, когда показания потерпевшего в суде неожиданно и резко теряют свое обвинительное, изобличающее содержание.
Интересы подсудимого обычно довольно просты — борьба против обвинения в целом или его отдельных, наиболее серьезных положений. В настоящее время редко встречается чистосердечное признание и активное спо-собствование обвиняемого (подсудимого) раскрытию преступления. Однако, если такие случаи имеют место, важно не «пропустить» возможного самооговора. Основные признаки, отличающие чистосердечное признание виновного от самооговора лица, не совершавшего преступления,— это степень детальности их показаний и совпадения этих деталей с реально установленными обстоятельствами преступления. Разумеется, многое здесь могут дать и сопоставление с криминалом личности признающего вину, а также частные признаки его поведения в суде (манера рассказа, уровень переживаний и т. п.).