Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». «Недоросль» - вершинное явление в драматургии Д.И.Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе

«Недоросль» - вершинное явление в драматургии Д.И.Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Это произведение многотемное, где автора интересуют проблемы крепостного строя, гражданского долга, любви, брака и воспитания. Любовная интрига в «Недоросле» отходит на второй план, не является ведущей, уступая место отражению основного конфликта эпохи – антинародной сущности крепостничества, на борьбу с которым поднимается передовая часть русской дворянской интеллигенции. По словам Н.В.Гоголя, Д.И.Фонвизину удалось создать новый тип комедии – «истинно общественную комедию», где автор вскрыл «раны и болезни нашего общества, … которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей». Комедия «Недоросль» - непосредственный предшественник грибоедовского «Горя от ума» и гоголевского «Ревизора».

Вопросы для обсуждения:

1. Комедия как жанр в русской литературе классицизма. Принцип «трех единств» и другие «правила» создания комедий.

2. Из истории создания, первой публикации и постановки «Недоросля».

Смысл названия комедии.

3. Новаторство Фонвизина-драматурга: «Недоросль» как первый опыт русской социально-политической комедии.

а) Своеобразие конфликта и сюжетная организация комедии. Основные сюжетные линии, их роль в общем идейном замысле произведения.

б) Проблематика произведения и особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права, государственной власти. Способы выражения авторской позиции.

в) Система образов пьесы. Основные приемы создания образа (предыстория героя, круг его чтения, речевая характеристика, «говорящее» имя, художественная деталь). Новаторство Фонвизина в построении характера (открытие сложности характера). Проблема

положительного героя в комедии Фонвизина.

4. Жанровое своеобразие комедии «Недоросль». Взаимодействие разных жанровых

образований в пьесе: элементы любовной, бытовой и воспитательной комедии,

драмы и трагедии в произведении. Проблема художественного метода комедии

«Недоросль».

Письменное задание:

1. Законспектировать главу «Комедия народная» из книги Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина.

2. Проанализировать список действующих лиц комедии, обратившись к поэтике «говорящих имен».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Фонвизин Д.И. Недоросль (любое издание).

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2003.

3. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 2003.

4. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина // Фонвизин в русской критике. М., 1958. С.112-135.

5. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М., Л., 1966.

6. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. (Гл. «Комедия народная»). С.336 – 366.

7. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.-Л., 1961.

8. Рассадин С. Фонвизин. М., 1980.

9. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.

10. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: