Главные члены предложения. Предикативная связь и ее разновидности в современном русском языке

План:

1. Подлежащее. Способы его выражения.

2. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Осложненное простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Значения вспомогательного глагола и специфика инфинитива. Сложное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Типы связок. Способы выражения именной (присвязочной) части. Специфика значений компонентов составного именного сказуемого. Сказуемое смешанного типа.

3. Предикативная связь и ее разновидности в современном русском языке. Вопрос о предикативном согласовании. Отличие предикативной связи (координации) от подчинительной (согласования).

Задание: проанализируйте выражение предикативного значения в предложениях.

1. Смеяться над больными показывает жестокость сердца (А. Герцен). 2. Природа обладает неслыханной щедростью (К. Паустовский). 3. Чтобы казаться человеком достойным, нужно быть им (Н. Буало). 4. Дурака и в алтаре бьют (посл.). 5. Зачем ссориться? 6. Рад послушать я песню былую, но не лай ты! Не лай! Не лай! (С. Есенин). 7. Скучно и холодно жить ей...(М. Горький). 8. Девке целоваться лучше и приятней, чем мне трубку курить (М. Горький). 9. Время - вещь необычайно длинная – были времена - прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей (В. Маяковский). 10. Любовь начинается с радостного ощущения собственной силы, сочетающегося со счастьем другого человека (А. Моруа). 11.Любовь – да возвеличит тебя Аллах! - поначалу шутка, но в конце - дело важное (Ибн Сина).12. Работа не волк - в лес не убежит (посл.).

Образец выполнения:

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).

Реальная модальность выражена утвердительной интонацией, синтаксическое время (темпоральность) настоящее, выражено отсутствием форм времени. Кроме того, если считать это предложение афоризмом, можно говорить о всевременном (вневременном) значении. Синтаксическое лицо (персональность) - 3-е, выражено именем существительным в именительном падеже в роли подлежащего.

Литература: см. предыдущее занятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: