Основные понятия по теме. Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 году

Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 году. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Первоначально терапия искусством возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобретала всё более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основными направлениями терапии искусством являются: динамически ориентированная арт-терапия и гештальториентированная арт-терапия. Главная цель терапии искусством состоит в гармонизации развития личности через исследование способности к самовыражению и самопознанию. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, а именно:

- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере (рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения);

- ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

- даёт основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

- помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;

-развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность;

- ни один эксперт не может предсказать содержание картины. Ни один опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно того, что изобразит клиент на бумаге и как: какими мазками, какими красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

Недостатком терапии искусством является то, что личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов.

Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые: наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут сами приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Терапевт, занимающийся арт-терапией, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания патопсихологии и групповой динамики. Процедурные аспекты терапии искусством зависят от теоретической и профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Выделяют два основных механизма психологического воздействия, характерных для метода арт-терапии:

1) искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;

2) связь с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С. Выготский).

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, слушает музыкальные произведения. При активной форме клиент сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: