Основные понятия по теме

История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно связана с именем Курта Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, он пришёл к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группа – это реальный мир в миниатюре. От реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Руководитель или тренер традиционной Т-группы осуществляет недирективное руководство ею, так что участники делят с ним и между собой ответственность за ход дел в группе и за решение стоящих перед ней задач. Эти задачи обычно включают развитие навыков межличностных взаимодей­ствий и изучение групповых процессов. Конечная цель тренинговой группы – научить её участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни. Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на группы развития коммуникативных навыков и умений, группы межличностных отношений, группы сензитивности. В Т-группах, в отличие от большинства терапевтических групп, содержа­ние взаимодействий является средством для понимания процесса взаимодей­ствий. К числу концепций, которые для Т-групп являются фундаментальными, можно отнести понятия об обучающей лаборатории и об обучении тому, как учиться, а также принцип самопрезентации, принцип обратной связи и принцип «здесь и теперь»:

1) обучающая лаборатория. В группе каждый является как участником, кото­рый может экспериментировать с изменениями в своем поведении, так и на­блюдателем, который контролирует результаты этих изменений. Группа является микрокосмом, представляющим реальный мир в миниатюре.В группе имеют место те же проблемы и конфликты, которые встречаются в реальном мире. Разница лишь в том, что Т-группа обеспечивает возможно­сти для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Руководитель Т-группы – это тренер или фасилитатор (facilitator — от глагола, переводимого как «облегчать, помогать»). Т-группы ориентированы на получение знаний о групповом процессе, а группы развития сензитивности — на изуче­ние личности и межличностных отношений. Примечание: если главное значение приобретают эмоции, а целью становится раз­витие межличностных отношений и самореализация, группа может быть на­звана группой встреч;

2) обучение тому, как учиться. Уоррен Беннис определил смысл ценностей, которые лежат в основе этого обучения:

-во-первых, целью Т-группы является повышение способности отдельных ее членов осознавать ситуацию;

- во-вторых, Т-группы будят дух исследования. «Что именно про­исходит с нами и почему?» — вот вопрос, который постоянно стоит перед участниками;

-в-третьих, в Т-группах подчеркивается необходимость открытости и искрен­ности в межличностных взаимодействиях;

- в-четвёртых, Т-группы демонстрируют модель руководства, которая опирается на сотрудничество.

Руководители Т-групп придерживаются де­мократического стиля руководства и стараются не прибегать к политике силы и принуждения.Понятию «обучения тому, как учиться» соответствует цик­лическое чередование самопрезентации, обратной связи и экспериментиро­вания:

1) самопрезентация, т. е.на протяжении всего существования группы восприя­тие происходящего членами группы проявляется в их действиях. Одним из способов представления этого процесса в Т-группе является применение модели «окна Джогари», названной так по именам ее изобретателей, Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма. В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают четыре области: «арена», «фаса­д », «скрытая область», «слепое пят­но»;

2) обратная связь. Различают эффективную и неэффективную обратную связь. Важно, чтобы обратная связь давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда, когда все уже в прошлом и содержащаяся в обратной связи информация уже не актуальна. Обратная связь приносит реальную пользу, когда раскрывает отношение од­ного человека к поведению другого, а не является критикой в его адрес;

3) экспериментирование – э то испытание но­вых способов и стратегий поведения. Практическая отработка навыков желательного поведения дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и почувствовать себя более уверен­но. Последний этап обучения — это использование приобретенных навыков вне группы. Т-группы помогают переносить усвоенные уроки на отношения в семье, на работе или в классе;

4) «здесь и теперь». Один из самыхважных принципов работы Т-групп. Подробное изложение случаев из жизни не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент. Действие принципа исключает психологический уход кого-либо из участников групповой работы, его отчуждённо отстранённую позицию по отношению к высказыванию или критике в свой адрес.

Основными процедурами Т-групп являются поведение руководителя и коммуникативные навыки. Фокусиров­ка внимания руководителя на общей для всей группы проблеме и его нежела­ние высказывать свое одобрение или неодобрение и участвовать в организа­ции группового процесса побуждает участников брать на себя ответственность за собственное развитие. Вырабатываемые в Т-группе коммуникативные навыки включают умение описывать поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную связь и вступать в конфронтацию. Успеш­ное овладение этими навыками сводит до минимума стесненность и отчужде­ние в группе, способствует кооперации участников и достижению групповых целей.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте процесс «самопрезентации».

2 Раскройте содержание эффективной и неэффективной обратной связи.

Литература

1 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

2 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. –

368 с.

3 Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. – СПб., 2000. – 640 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: