Термин «группа встреч» изобрёл в середине 1960-х Карл Роджерс. Он обозначал им группы обретения опыта (экспериментальные). Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, штат Калифорния). Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено, основателю психо-драмы. Современное определение «встречи» дано Вильямом Шютцем (Schutz, 1971): «Встреча — это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на принципе "здесь и теперь"». В группах встреч главным является достижение аутентичности во взаимоотношениях между людьми и развитие личности. Цель этих групп – осознание и возможно полная реализация личностного и интеллектуального потенциала, заложенного в каждом индивиде. В группах встреч основное внимание уделяется выбору, который участник делает в текущий момент, и ответственности участника за последствия своего выбора. Руководитель группы выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Подчёркивается важность тела и соматических ощущений. Группа способствует развитию личности и самореализации.
|
|
Предложенное Шютцем определение группы встреч включает несколько элементов, связанных с такими понятиями, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность перед собой, внимание к чувствам и принцип «здесь и теперь», а именно:
1) самораскрытие – это раскрытие своих чувств и мыслей, особенно тех, которые касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени — в противовес воспоминаниям, которые не относятся к текущим событиям в группе. Оно реализуется постепенно, при условии сохранения безусловного положительного отношения партнёров друг к другу и их персональной психологической защищённости;
2) самоосознание. Выражая свои мысли и чувства, и получая на них обратную связь, члены группы обретают возможность взглянуть на себя со стороны. Один из способов достижения высокого уровня самоосознания предусматривает конфронтацию. Она побуждает индивида к рефлексии, к размышлениям о своем поведении, к его анализу и пересмотру. Еще один аспект самосознания — это осознание собственного тела;
3) ответственность. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в реальной жизни. Подчеркивая ответственность клиентов за результат терапевтического процесса, нельзя полностью отрицать и ответственность руководителя за его ход. Группа не берёт на себя функцию защиты своих участников. Она поощряет их к реализации собственных возможностей, принятию самостоятельных решений и полной ответственности за самих себя;
|
|
4) внимание к чувствам – этообогащение представлений участников об эмоциональном потенциале человека. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и переживаний — будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, — группы встреч утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала — снижение интеллектуальной психологической защиты, препятствующей эмоциональному инсайту. Внимание к чувствам развивает способность к сопереживанию, близости, проявлению тепла не только в отношениях с партнерами по группе, но и с миром в целом;
5) «здесь и теперь». Ориентация участников группы на события, которые происходят с ними сейчас не только в группе, но и за её пределами.
Основными техническими приёмами в группе встреч являются:
1) установление контакта. На ранних этапах существования группы ее участники направляют свои усилия на установление доверительных межличностных отношений, адаптацию к групповой обстановке, уменьшение напряженности и неопределенности. Знакомство начинается с контактов в мини – группах или в парах. Часто началу работы в группе предшествуют физические упражнения, которые призваны зарядить участников энергией и сломать имеющиеся между ними психологические барьеры;
2) создание доверительной обстановки. Ощущение изолированности от группы характерно для тех ее участников, которые и в реальной жизни не доверяют другим и испытывают тревогу от перспективы поделиться с окружающими своими переживаниями. Для работы с таким параметром отношений, как взаимное доверие, существует множество специальных приемов. Развитию общительности способствует спонтанный обмен чувствами и впечатлениями, а также существуют специальные упражнения, помогающие осознать своё чувство одиночества и преодолеть барьер недоверия друг к другу;
3) изучение конфликтов. Конфликты в группе нередко возникают тогда, когда участники делятся своими чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или доминированием. На определенной стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и явное соперничество. Конфликты можно изучать не только на вербальном уровне, но и на уровне физического взаимодействия;
4) изучение сопротивления. Иногда члены групп встреч оказывают сопротивление или упорствуют в защите своих обычных, ограничивающих их возможности, форм поведения. В таких случаях руководитель группы может с помощью косвенных методов исследовать это сопротивление и в мягкой форме предложить упорствующим пойти на риск и продолжить совместную групповую работу. Фантазии также могут оказаться полезными. Они помогают открыть дверь в бессознательное, преодолеть сопротивление, которое создается сознательным эго. Фантазии на тему тела провоцируют выражение эмоциональных конфликтов в символической форме. Это бывает особенно полезно в тех случаях, когда есть необходимость получить какие-либо сведения о бессознательных аспектах личности участника, но его сопротивление ограничивает применение прямых подходов;
5) сочувствие и поддержка. Некоторые приемы работы в группах встреч направлены на создание атмосферы сочувствия и поддержки, особенно на заключительных стадиях группового процесса, когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Уровень эмоциональности в отношениях между участниками растет, и более актуальными становятся проблемы взаимности, близости, личных склонностей. Некоторым бывает очень трудно попросить о поддержке и принять ее. С целью оказать поддержку члену группы руководитель может предложить физические упражнения. Упражнения, которые предусматривают прикосновения, можно предложить группе в любой момент занятий. Однако в начале работы тесные физические контакты могут стать препятствием для подлинной близости.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1 По каким критериям происходит отбор участников в группу встреч?
2 Охарактеризуйте основные технические приёмы.
Литература
1 Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М., 2004. – 464 с.
2 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.
3 Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2000. – 544 с.
4 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. –
368 с.
5 Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. – СПб., 2000. – 640 с.