Техники. Техника тренинга умений многообразна и сложна

Техника тренинга умений многообразна и сложна. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью и методами, посредством которых эта цель достигается. Из числа различных групп тренинга умений лучше всего отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе (уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике;

3) груп­пы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами, на­правленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование ро­дительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников. Основными элементами техники тренинга умений (на модели групп тренинга уверенности в себе) являются:

1) оценка уверенности в себе. Работа в группах тренинга уверенности в себе начинается с оценки степени ее проявления в поведении участников. Чтобы выявлять те проблемы в поведении, которые имеют отношение к уверенности в себе, суще­ствуют различные опросники. Самый распространённый – это опросник из 30 вопросов, разработанный Рейтасом (Rathus, 1974). В сущ­ности, уверенность в себе означает способность определять и выражать свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Уверенность в себе проявля­ется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми дру­гими либо с посторонними. Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза, жес­тикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений;

2) репетиция уверенного поведения. В группах развития уверенности в себе основной методикой являет­ся репетиция уверенного поведения. С этой целью в них используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали или могут со­здать определенные сложности для участников. При этом руководитель группы выступает в роли тренера, а игра строится на основе взаимодействия одного из членов группы с другими участниками, которые представляют значимых для него лиц. Поначалу в группе воспроизводятся ситуации, которые не создают для участников особых проблем. По мере развития группы можно предлагать отработку поведения в более трудных ситуациях. Со временем большинство групп тре­нинга уверенности в себе становится менее структурированными, а материа­лом для ролевых игр служат конкретные реальные проблемы участников. Разыгрываемые ситуации имеют отно­шение только к проблемам, связанным с недостатком уверенности в себе и с созданием адаптивного поведенческого репертуара.Отработка поведения в группах тренинга умений предполагает моделирование — это особый прием поведенческой терапии, использование которого весьма эффективно в случаях, когда членам группы требуется освоить новые или усилить недостаточно выраженные фор­мы поведения. В некото­рых группах применяют аудио- и видеозаписи моделей образцового (в смысле уверенности) поведения. Группы, состоящие из более опытных участников, могут сразу переходить к фазе репетиции поведения. Разыгрывая различные роли, члены группы вовлекаются в групповой процесс и приобретают новые полезные поведенческие навыки. Руководитель может помо­гать, инструктируя участников. Инструктаж — это вмешательство, при ко­тором руководитель подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в особенно трудном положении, поддерживая их в течение всего процесса взаимодействия.Еще одним компонентом процесса отработки поведения является подкреп­ление — это поощрение или любая позитивная реакция со стороны руководителя или членов группы. Очень важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое достижение, а не только успешно завершенная сложная последо­вательность действий. Методика репетиции уверенного поведения включает следующие этапы:

- постановку задачи, т. е. определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренаже;

- инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;

- разыгрывание ситуации;

- моделирование желательного поведения;

- отработку оптимального поведения в течение всего занятия;

- получение обратной связи;

3) релаксационный тренинг. Очень неуверенные в себе люди часто испытывают значительное беспокойство и тревогу в самых обычных ситуациях, возникающих при обще­нии между людьми. В группах тренинга уверенности в себе участники, перед тем как приступить к собственно тренингу поведения, осваивают специ­альные приемы релаксации, которые помогают им тормозить тревогу. Существует несколько методик релаксационного тренинга. Большинство из них основаны на процедуре прогрессивной мышечной релаксации и предусматривает последовательное напряжение и расслабление различных мышечных групп. Часто релаксационный тренинг используется в сочетании с мысленными пред­ставлениями, при так называемой систематической десенсибилиза­ции, что позволяет участнику не только действовать уверенно, но и оста­ваться при этом спокойным. Методика систематической десенсибилизации была разработана Джозефом Вольпе.

Важным этапом релаксационного тренинга является перенос его из лабораторных условий группы в повседневную жизнь;

4) когнитивное реструктурирование. Воздействовать на систему убеждений неуверенных в себе участников психокоррекционной группы можно с помощью методики когнитивного ре­структурирования. Люди часто действуют на основании неких иррациональных убеждений, которые не всегда ими осознаются. Аль­берт Эллис перечислил 11 иррациональных убеждений, которые ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наибо­лее важные из них — это убеждение в том, что человеку необходимы одоб­рение и любовь со стороны всех, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя адекватно, быть во всем компетентным, а также быть способным всегда добиваться любых поставленных перед собой целей. Эллис настаивает, что эти убеждения явно нелогичны и действуют на лич­ность разрушительно, поскольку ведут к эмоциональным расстройствам вся­кий раз, когда нам отказывают в одобрении и любви или когда мы терпим неудачу в каком-либо начинании. Разработанная Эллисом рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) явля­ется способом диагностики иррациональных убеждений и систематического замещения их рациональными представлениями. В РЭТ-группах значительная часть времени отводится выделению иррациональных компонентов образа мыс­лей участников и их замещению более разумными соображениями и выводами. Ланге и Якубовский сделали когнитивное реструктурирование неотъемлемым компонентом занятий в руководимых ими группах тренинга уверенности в себе. На этих занятиях члены групп учатся распознавать свои иррациональные установки и замещать их рациональными альтернативами, т. е. чем более рационально мыслит человек, тем больше вероятность того, что его поведение будет уверенным;

5) домашняя работа. Поведенческих терапевтов часто беспокоит разрыв между опытом, который их клиенты получают в группах, и его применением в нормальных условиях — дома, на работе, учёбе и т. п. Одним из способов переноса на поведение в реальной обстановке тех изменений, которые способствуют проявлению чле­нами группы уверенности на занятиях, являются домашние задания. Как ми­нимум, участникам можно предложить, чтобы они вспоминали о недавних инцидентах, когда им было трудно вести себя уверенно, и рассказывали об этих случаях в группе для того, чтобы сделать возможными формирование и репетицию поведения в подобных ситуациях. Участники могут также описать уверенные ответы, от которых они уклонились в реальных обстоятельствах на работе или дома, а теперь хотят попробовать в группе. Домашние задания первого уровня даются в начале курса занятий и пре­дусматривают действия в ситуациях, не сопряженных с сильным стрессом, чтобы вероятность успешного исхода была максимальной. Удача воодушевля­ет на новые эксперименты и достижение новых успехов. Задания можно ин­дивидуализировать в соответствии с конкретными проблемами, которые воз­никают у каждого участника;

6) дополнительные методики. По мере того как участники берут на себя все большую ответственность за свои успехи в группе и применение приобре­таемых навыков вне группы, терапевт становится все меньше руководителем и все больше консультантом.Среди технических приемов есть такие, которые используются только в группах тренинга уверенности в себе. Примером может служить методика под названием «заезженная пластинка», суть которой заключается в отстаивании своей позиции в условиях непрекра­щающегося давления со стороны оппонентов, которые заставляют упрямца сдаться или пойти на компромисс. При этом участник не должен скатываться на оборонительную позицию.Методика «наведения тумана» предложена Ма­нуэлем Смитом. Уклончивость рекомендуется в качестве пассив­ного, не ведущего к обострению отношений средства устоять против занудного придиры или критикана. При этом можно допускать, что в критике что-то есть, но не уточнять, что именно, и, тем более, не выражать прямого согласия с критикующим. Проблема заключа­ется в том, что, хотя подобное поведение может предотвратить назревающий конфликт, оно по своей сути манипулятивно и неискренне и по большому счету не способствует улучшению дальнейших отношений между людьми.Руко­водитель группы тренинга умений может придумать множество других приемов, чтобы дополнить ими существующие стандартные процедуры.

Группы тренинга умений не ограничиваются тренингом уверенности в себе. Он используется для тренинга нормализации взаимоотношений в семье, для контроля за эмоциями. Группы тренинга умений способствуют осознанию, нормализации поведения и более адекватной самооценки личности.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте методику систематической десенсибилизации.

2 Раскройте содержание методик «заезженная пластика» и «наведение тумана».

Литература

1 Бишоп, С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб., 2001. – 208 с.

2 Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. – М., 2000. – 368 с.

3 Малкина – Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина – Пых. – СПб., 2003. – 928 с.

4 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

5 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. –

368 с.

6 Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. – СПб., 2000. – 640 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: