Основные понятия по теме. Группы тренинга умений представляют бихевиористское направ­ление в психотерапии

Группы тренинга умений представляют бихевиористское направ­ление в психотерапии. В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдае­мое поведение. Поведенческие психотерапевты обычно работают с про­блемными формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпо­читают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Концептуальные основы групп тренинга умений несут на себе выра­женный отпечаток бихевиоризма. Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения.

Группы тре­нинга умений можно рассматривать как вариант психокоррекционных групп или групп обучения на основе непосредственного опыта в том смысле, что в них освоение различных форм поведения имеет место в условиях «здесь и теперь» создаваемой группой обстановки, и каждый участник группы побуждается к тому, чтобы реагировать на действия других. Хорошим примером групп тренинга уме­ний могут быть группы тренинга уверенности в себе. Структурированные фор­мы работы применяются в них для того, чтобы поощрять участников к приобре­тению навыков более уверенного поведения, что ведет к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара.

Группа тренинга умений включает в себя такие компоненты, как:

1) учебная модель. В группах тренинга умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта направлены многие упражнения, предлагае­мые в таких группах. Руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жиз­ненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой. Опыт пребывания в группе может либо способствовать научению, либо мешать ему. Научению в группе могут мешать защитные реакции её участников, их конформизм или стремление к власти. Участники группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определённые умения и навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь и выработать социально одобряемые формы поведения;

2) постановка цели. Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо жела­тельны для самих участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков межличностных отношений и управления эмоция­ми. В отличие от руководителей групп встреч или групп развития сензитивности, руководи­тель группы тренинга умений обязан вносить коррективы в поведение участ­ников, если они отклоняются от установленной цели в область общей лично­стной перестройки.

В группах обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, уверенности в себе и родительские навыки. Поставленная цель может быть узкой или широкой.

Задачи, решаемые в группах тренинга умений, обычно индивидуальны. Од­нако некоторые терапевты направляют свои усилия также на достижение участ­никами общегрупповых целей, которые могут способствовать решению индиви­дуальных задач. Групповые цели вводятся для того, чтобы усили­вать мотивацию участников и улучшать характер их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к индивидуальным задачам. Ру­ководитель группы тщательно структурирует содержание каждого занятия и ориентирует участников на достижение значимых целей;

3) измерение и оценка. Считается важным не только знать, что что-то изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными параметрами. В поведенческих группах часто применя­ют разнообразные тесты, для проведения которых требуются карандаш, бума­га и измерительные приборы, а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение всего курса занятий, что позволяет фикси­ровать успехи членов группы. Проблемы участников чётко характеризуются по степени их серьезности и интенсивности. Большинство проблем связаны с дефицитом (недостаток контакта, уверенности в себе, сна, физи­ческой активности) или с избытком чего-то(выкуриваемых сига­рет, споров, излишних эмоций, опасений). На занятиях участники приобретают навыки самонаб­людения и учатся регистрировать результаты этих наблюдений. Эти проблемы, а также связанные с ними поведение, эмоциональные реакции могут оцениваться и измеряться в количественном отношении (в шкалах, баллах, физиологических показателях и т. д.). Данный подход позволяет провести статистическую оценку результатов, получае­мых при исследовании небольшой группы лиц в течение определенного отрез­ка времени при отсутствии контрольной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: