Основные понятия по теме. Трансактный анализ – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психиатром Эриком Берном

Трансактный анализ – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психиатром Эриком Берном. Данный метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур как интериоризаций социального опыта здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трёх состояний «Я»: «Родитель», «Ребёнок» и «Взрослый». Основу теории трансактного анализа составляют: модель эго-состояний, трансакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры. Руководитель ТА-группы оговари­вает с каждым ее участником, что тот желает в себе изменить и как можно достигнуть этой цели. Руководитель позволяет участникам свободно экспери­ментировать с новыми формами поведения, оказывает им помощь и поддерж­ку, когда они начинают испытывать слишком сильный дискомфорт, и пользу­ется множеством специальных методик, которые способствуют развитию группового процесса. Основная цель этого психотерапевтического метода – актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В настоящее время существует множество разновиднос­тей исходного варианта ТА, а характерный для начальных этапов его разви­тия чисто когнитивный подход к работе с группами вобрал многое из других школ психотерапии.

Основу трансактного анализа составляют следующие понятия:

1) модель эго-состояний («модель РВД») - это совокупность взаимосвязанных мыслей, чувств и поведенческих реакций, способ существования и проявления одной из трёх частей личности в данный момент времени. Модель описывает три различные эго-состояния: эго-состояние Родителя, эго-состояние Взрослого и эго-состояние Ребёнка. Каждое состояние эго представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения;

2) трансакция представляет собой обмен воздействиями между двумя людьми, между состояниями их эго, т. е. это основная единица социального общения, включающая в себя стимул и реакцию. Существуют трансакции трёх видов: комплиментарные (параллельные), перекрёстные (пересекающиеся) и скрытые. Запреты – это то, что сообщается индивиду Детским эго его родителей и в дальнейшем тормозит свободное функционирование его как взрослой личности;

3) структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить своё время. Эрик Берн дал следующие определения этим видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. Каждый из этих видов структурирования времени можно связать с имеющимися у нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. По мнению автора, все эти способы дают возможность для удовлетворения структурного голода человека;

4) поглаживание – это своеобразная единица внимания по отношению к другому человеку. При обмене трансакциями человек сигнализирует партнёру о том, что признаёт его присутствие. Этот акт признания и есть поглаживание. Воздействия имеют определённое значение для выживания. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях, могут быть условными и безусловными, положительными или отрицательными. Поглаживания способствуют физическому и психическому здоровью личности;

5) сценарий жизни. Эрик Берн считал, что каждый из нас пишет свой сценарий жизни. От жизненной позиции ребёнка зависит разрабатываемый им сценарий. Основной сюжет возникает в раннем детстве. Дошкольник добавляет детали. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте он может быть пересмотрен и адаптирован. Сценарий – это бессознательный план жизни, который составляется в детстве в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец. Конец, или финал, сценария называют «расплатой». Анализ жизненных сценариев используется для описания, объяснения и коррекции поведения человека и его взаимодействия с другими;

6) игры. Люди играют в игры, не осознавая того, что они делают. В финале игрового взаимодействия обычно чувствуется, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Сам Эрик Берн рассматривал игру как непрерывную серию скрытых трансакций, направленных на чётко определённую и предвидимую развязку, которая заключается в серии «негативных выигрышей», сочетающихся чаще всего с неприятными чувствами и отрицательной оценкой себя и другого. Психологические игры имеют свои правила. Игра включает в себя Крючок, Клёв, Переключение и Смущение. Игры постоянно повторяются. Время от времени человек играет в свою любимую игру. При этом игроки и обстоятельства могут меняться, но паттерн игры всегда остаётся одним и тем же.

Таким образом, данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Роль руководителя группы определяется защитой её участников, дозволением экспериментировать с происходящими в них переменами и дееспособностью, которая выражается в своевременном вмешательстве. Руководитель помогает анализировать состояния эго, трансакции, игры и сценарии. Работа в группах имеет познавательную и образовательную направленность.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте три эго – состояния.

2 Какие бывают трансакции?

Литература

1 Горянина, В. А. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии / В. А. Горянина, И. К. Масалков. – М., 1999. – 400 с.

2 Малкина – Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина – Пых. – СПб., 2003. – 928 с.

3 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

4 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. –

368 с.

5 Таланов, В. Л. Справочник практического психолога / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина – Пых. – М., 2005. – 928 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: