Задержка психического развития (ЗПР) – это относительно легкое расстройство, которое проявляется в недостаточном развитии интеллекта вследствие нарушений общего психического развития. Данная патология занимает промежуточное место между нормальным развитием и олигофренией.
Виды ЗПР | Причины возникновения | Проявления |
Психический инфантилизм | Заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболевания внутренних органов, гиперопека и изнеживающее воспитание. | Эгоцентризм, капризность, беззащитность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, зависимость, детскость в поведении и суждениях, плохая приспособленность к жизни (грубые нарушения интеллекта отсутствуют). |
Врожденная субдебильность | Генетическая предрасположенность, тяжелые инфекционные заболевания, неблагоприятные факторы беременности и родов. | Малый запас знаний и представлений, бедность ассоциаций, конкретность мышления, неспособность к творческому осмыслению знаний, недостаточная критичность мышления, отсутствие интеллектуальных интересов. |
Психогенно (социально) обусловленные задержки развития | Педагогическая запущенность, малое внимание ребенку в семье, отсутствие нормальных условий для обучения и воспитания, госпитализм. | Недостаточный запас знаний, бедный словарный запас, недостаточное интеллектуальное развитие. При создании нормальных условий для обучения и воспитания ребенка задержка проходит. |
Задержки развития в связи с ранним органическим повреждением мозга | Патология беременности и родов, поражение головного мозга вследствие заболевания внутренних органов, тяжелые отравления с осложнениями на мозг, черепно-мозговые травмы. | Неравномерность в развитии интеллектуальных функций, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, быстрая истощаемость и отвлекаемость внимания. |
Задержки развития при сенсорной депривации | Слепота, глухота, глухонемота и их сочетания. | Глухота: интеллектуальная недостаточность, эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности, наивность, внушаемость, необщительность, невротические симптомы. Слепота: обстоятельность, вязкость, тугоподвижность мышления, излишняя детализация, склонность к патологическому фантазированию. |
Тема 8. Нарушения поведения у подростков
|
|
Влияние психопатий и акцентуаций характера на возникновение поведенческих нарушений у подростков. Наиболее распространенные поведенческие реакции: реакция отказа, реакция протеста (оппозиции), реакция имитации, группирование со сверстниками, девиантное и делинквентное поведение, реакция эмансипации, реакции увлечения, реакции компенсации и гиперкомпенсации.