Пирамида 0бучения

Психические вирусы пользуются нашими методами усвое­ния новой информации, или эвристикой. Постепенно продвига­ясь по намеченному нами выше пути, вы сможете ограничить действие врожденной эвристики выживания-и-размножения и выработать хороший иммунитет против психических вирусов.

На протяжении всей пашей жизни мы проходим через раз­личные этапы обучения, каждый из которых основывается на предыдущих уровнях — таким образом мы выстраиваем своего рода эвристическую пирамиду. Переход с одного уровня на дру­гой — это не только усвоение новых предметов, но и нового сти­ля обучения, то есть иного взгляда на мир.

Люди вырастают из своих старых убеждений как бабочки — из своего кокона.

Безусловно, те наши верования, из которых мы «выросли», не обязательно плохи или неправильны. Совершенное овладение каким-нибудь методом деятельности помогает вам совершать эти действия «с закрытыми глазами». Например, детей сначала учат целым числам, они совершенствуются в арифметике, а толь­ко потом переходят к дробям и действительным числам. Из это­го не следует, что о целых числах они потом должны забыть.

Вырастая из убеждений, мы их скорее переступаем, перехо­дим на другой уровень, чем отвергаем. Мы не забываем о том, что как мы раньше действовали, однако замечаем, что теперь иг­ра идет на большую ставку. Как вы увидите, «призовой фонд» третьего уровня нашей игры — независимая, целеустремленная, радостная и наполненная смыслом жизнь — для первого и вто­рого уровня не доступен.

Первый уровень пирамиды Обучения — это врожденная ге­нетическая программа. Все навыки этого уровня люди приобре­ли в ходе эволюции; не нужно прилагать особых усилий, чтобы их усвоить и развить: достаточно жить и пользоваться благами этой жизни. На этом уровне особое значение имеют те четыре основных инстинкта, которые роднят людей и животных. Этот уровень позволяет вам ежить и размножаться» — во имя природы. До­статочно чувствовать, что притягивает и что отталкивает, голод, гнев, страх и половое влечение,— это позволяет человеку вы­жить и обойтись без дальнейшего обучения. Все традиционное образование, от детского сада до ВУЗа и докторской диссерта­ции предназначается для того, чтобы позволить вам выйти за рамки этого первого уровня.

Отдельные люди, впрочем, задерживаются на первом эта­пе — им не хватает «самодисциплины», чтобы продвинуться вы­ше. Такие люди, как правило, лишены дара предвидения и не мо­гут похвастаться моральными принципами, они ведут хаотическую жизнь, не могут найти постоянную работу и уста­новить длительный контакт с другим человеком. Возможно, что некоторые из них находят больше удовольствий в жизни, чем люди второго уровня, но нельзя сказать, что они используют свою жизнь «на все сто».

Как первый уровень пирамиды можно охарактеризовать че­тырьмя «животными» влечениями, второй можно описать тре­мя основными навыками: чтение, письмо, арифметика. К этому уровню можно отнести все академические дисциплины, практи­ческие навыки и самые разные сферы научного знания. Кроме того, здесь мы должны упомянуть компьютерные науки, поли­тику, психологию и религию.

Большая часть людей останавливается на этом уровне. Столько работы, усилий и времени нужно посвятить приобре­тению всех тех сведений и навыков, необходимых для «полно­ценного вхождения» в эту сферу, что попытка выйти на третий уровень представляется не только сложной, но бессмыслен­ной. Кроме того, обосновавшись на втором уровне, люди осо­знают, насколько приятнее жить на «втором этаже», чем на первом, и потому вовсе не склонны избавляться от той системы ценностей, которая приносит им чувство глубокого удовлетво­рения.

Люди, застрявшие на втором уровне, испытывают опустошение, они чувствуют, что ходят по кругу и что их жизнь потеряла смысл.

Они испытывают апатию или становятся циниками. Многие «живут в немом отчаянии*, как сказал Торо. Некоторые пытают­ся найти какой-нибудь спасательный круг: становятся набожны­ми или же напротив — противниками всех религий и исповеду­ют убеждение, что жизнь не имеет смысла. Те и другие надеются, что вера в «абсолютную истину» позволит им выйти из тупика. Они пытаются повторить былые достижения, получить новое образование, усвоить новые навыки, перейти в другую веру, однако до тех пор, пока они сознательно не откажутся от веры в свою систему ценностей, они останутся на этом уровне.

Возможно, сейчас вы думаете — а к какому уровню следует себя отнести? Как я уже говорил, большинство людей находят­ся на втором. Никто не придет к вам, не похлопает по плечу и не скажет, что пора двигаться дальше. Весьма вероятно, что вы во­обще не верите в существование третьего уровня, а если призна­ете его «бытие», то склонны полагать, что вы там уже бывали. Но если вы живете «в немом отчаянии», то вы безусловно нахо­дитесь на втором уровне. Если вы часто испытываете скуку, у вас ничто не вызывает желания, если вы низкого мнения о се­бе, чувствуете себя обиженным, виноватым, дезориентирован­ным, слабым и считаете, что ваша жизнь не имеет смысла, то вы безусловно находитесь «на втором этаже». Если же вы просто поступаете так, как поступали всегда, не задумываясь о цели своей жизни, то вы находитесь на втором или на первом уровне. Теперь, наконец, скажем несколько слов о третьем уровне. Если вы находитесь на втором уровне, то вероятно вы попытае­тесь сравнить то, что я сейчас скажу, с чем-то вам уже извест­ным, чтобы на основе этого сравнения сделать тот или иной вы­вод. Это стратегия обучения, характерная для второго этапа, но на третьем этаже она «не работает». Попробуйте ненадолго оставить эти мысли и пока что принять на веру, что существует нечто совершенно отличное от уже известных вам понятий и представлений.

На третьей стадии мы учимся смотреть на нашу жизнь как на то, что может быть создано на основе двух важных инструментов: вашей личной «программы» и жизненной цели. Мы открываем, что жизнь может быть чем-то отличаться от беспорядочной беготни по лабиринтам знаний, убеждений, планов и препятствий, которые необходимо преодолеть. Медленно мы выходим из ла­биринта на свободу — освобождаемся от давления общества, чув­ства вины, а также от психических вирусов. (Знаете, каков основ­ной недостаток в крысиных бегах? Даже если вы выиграете гонку, вы все равно останетесь крысой.)

Люди, вступающие на третий уровень пирамиды, избирают свою жизненную цель и делают ее своим высшим приоритетом. Если вы будете твердо привержены достижению этой цели, ва­ши старые мемы войдут с ней в противоречие, и это станет при­чиной сильного когнитивного диссонанса, который позволит вам «перепрограммировать» свое сознание. Через некоторое время вы сможете все более твердым шагом двигаться к наме­ченной цели. И я повторюсь: я настоятельно рекомендую вам избрать такую жизненную цель, которая будет стоить ваших усилий, будет вдохновлять вас, придаст вашей жизни смысл и вместе с тем вызовет у вас чувство глубокого удовлетворения. Если ваша цель будет такова, то вы сможете радоваться жизни, а кроме того — «все у вас получится».




double arrow
Сейчас читают про: