Гуманистическое направление в психотерапии. Основные психотерапевтические направления в гуманистическом подходе

Рассматриваемое психотерапевтическое направление неоднородно. Оно включает разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности.

Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода. Основанием является представление о том, за счет чего пациент приобретает новый опыт. Обозначения этих под­ходов весьма условные.

1. Философский подход В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя в качестве самоактуализирующейся лич­ности, помощь в поисках путей самоактуализации, в раскрытии смысла соб­ственного существования, в достижении аутентичного существования. Все это может быть осуществлено путем развития в процессе психотерапии адекват­ного образа Я, адекватного самопонимания и развития новых ценностей.

Задача психотерапевта состоит в том, что­бы поднять уровень осознанности поведения, помочь скорректировать отно­шение к самому себе и окружающим, освободить скрытый творческий потен­циал и способность к саморазвитию. Таким образом, новый опыт, способству­ющий личностной интеграции, пациент приобретает за счет общения с дру­гими людьми, с психотерапевтом или психотерапевтической группой.

Наиболее точно на этот вопрос отвечает Роджерс.

Клиеит-центрированная терапия Роджерса. Разработанная Роджер­сом психотерапевтическая система получила широкое распространение и ока­зала значительное влияние на

развитие групповых методов. Для Роджерса задача психотерапии заключается в создании условий, способствующих но­вому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении, проис­ходит сближение реального и идеального образов Я, приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке других. Эти задачи могут быть осуществлены, если общение с паци­ентом в процессе психотерапии строится определенным образом. Роджерс считает, что это возможно в том случае, если психотерапевт последовательно реализует в ходе своей работы с пациентом три основные переменные психо­терапевтического процесса.

Первое — это эмпатия. Эмпатия понимается как способность психотерапевта встать на место пациента, «вчувствоваться» в его внутренний мир, понимать его высказывания так, как он сам это понимает.

Второе — безусловное положительное отношение к пациенту Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независи­мо от того, какое поведение он демонстрирует.

Третье — собственная конгруэнтность, или аутентичность психотерапевта. Она означает истинность поведения психотерапевта, поведе­ние, соответствующее тому, каким он есть на самом деле.

Все эти три пара­метра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосред­ственно вытекают из его взглядов на проблему личности и возникновение расстройств.

Они, по сути дела, представляют собой «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению необходимых изменений.

Разговорная психотерапия представляет собой подход, очень близкий к клиент-центрированной психотерапии Роджерса. Разговорную психотерапию ее авторы опре­деляют как планомерную, систематическую и селективную форму вербаль­ных и невербальных коммуникаций и социальных интеракций между дву­мя (пациентом и психотерапевтом) или более людьми (группа). Цель состо­ит в том, чтобы уменьшить переживаемые пациентом психические наруше­ния, а это может произойти вследствие новой ориентации пациента в своих переживаниях и своем поведении за счет дифференциации образов Я и рас­ширении пространства взаимодействия.

Реализация этих способностей пациента стано­вится возможной в том случае, если психотерапевт не навязывает пациенту своего видения, а старается понять его на основе вербализации его эмоциональных состояний и переживаний.

С помощью психотерапевта пациент сам может справиться с существующими проблемами, конфликтами и трудными ситуациями и те способы перестрой­ки, изменений, которые он находит самостоятельно, являются более адекват­ными и конструктивными, приносят больше

удовлетворения, повышают уверенность в себе, степень самоуважения и самооценку, что в конечном счете и способствует становлению зрелой, самоактуализирующейся личности.

Основ­ными понятиями в этой системе являются самоэкплорация (степень ее опре­деляет, в какой мере пациент включает в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, раздумывает над ними или делает из них выводы для себя).).

В качестве основных переменных психотерапевтического процесса авторы выделяют при­нятие или безусловную положительную оценку, эмпатию или вербализацию содержания эмоциональных состояний, собственную конгруэнтность или ис­тинность поведения психотерапевта.

Основная цель разговорной психотерапии состоит в вербализации, отражении чувств и переживаний пациента, которые не дол­жны выходить за рамки их содержания, при этом различные интепретации со стороны психотерапевта, построение гипотез рассматриваются как недо­пустимые.

Логотерапия Франкла. Как уже указывалось, Франкл считает, что каж­дое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотера­пию. Основная проблема современного человека — это экзистенциальная фрустрация, которая возникает в результате переживания чувства бессмыс­ленности собственного существования.

Согласно Франклу, воля к смыслу является основной человеческой потребностью, невозможность удовлетворения которой ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу. Поэтому основная за­дача логотерапии — терапии духа — в обращении к специфически челове­ческим феноменам, к его «поэтическому», духовному началу. Психотерапия должна быть направлена не на симптомы, а на личность пациента, на его установки, на развитие высших духовных ценностей, которые сделают его свободным и естественным, способным принимать собственные решения. Ре­ализация высших духовных ценностей избавляет человека от «экзистенциального вакуума», позволяет ему постигнуть истинный смысл собственного существования.

Таким образом, в рамках философского подхода новый опыт, способству­ющий личностный интеграции, пациент приобретает за счет общения с дру­гими людьми, с психотерапевтом или психотерапевтической группой.

2. Соматический подход. В рамках соматического подхода новый опыт, способствующий личностный интеграции, пациент приобретает за счет обще­ния с самим собой, с различны

ми аспектами своей личности и своего акту­ального состояния. В рамках этого подхода используются как вербальные, так и многочисленные невербальные методы, применение которых способству­ет интеграции Я за счет концентрации внимания и осознавания различных аспектов («частей») собственной личности, собственных эмоций, субъектив­ных телесных стимулов и сенсорных ответов. Также здесь делается акцент на двигательных методиках, способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.

3. Духовный подход. В рамках духовного подхода новый опыт, способ­ствующий личностный интеграции, пациент приобретает за счет приобще­ния к высшему началу. В центре внимания здесь находится утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцен­дентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществ­ляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и прак­тики деидентификации.

Таким образом, опытный подход объединяют представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой лично сти, что может быть достигнуто за счет пере­живания, осознания (осознавания), принятия и интеграции нового опы­та, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интегра­ции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ранее закрытым аспектам собственного Я (в частности, телесного) и соединение с высшим началом.

В заключение необходимо подчеркнуть, что преемственность между лич­ностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой психо­терапевтической работы является непременным условием научной обоснован­ности психотерапевтической школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: