Гуманистическое направление в психотерапии

Это направление в пси­хотерапии весьма неоднородно, что находит выражение даже в разнооб­разии терминов, которые используются для его названия. Наряду с тер­мином

«гуманистическое направление» его также часто обозначают как «эк­зистенциально-гуманистическое» или «опытное» направление.

Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основ­ная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет пережи­вания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Психологическая концепция. В основе гуманистической психологии лежит философия евро­пейского экзистенциализма и феноменологический подход. Предметом гуманистической пси­хологии является личность как уникальная целостная система, не являюща­яся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Концепция личности. Гуманистическая психология во многом развива­лась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму.

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которую за

счет анализа отдельных проявлений и состав­ляющих просто невозможно. Основными мотивами, движущими силами и детерми­нантами личностного развития являются специфически человеческие свой­ства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возмож­ностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла соб­ственного существования.

Личность рассматривается как постоянно развива­ющаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как не­что заранее данное, а как возможность самоактуализации. Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как нега­тивный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и разви

тию. Для здоровой личности движущей си­лой поведения и его целью является самоактуализация, которая рассматри­вается как потребность, биологически присущая человеку как виду». Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возмож­ностей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации спо­собностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенци­ала. Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает как высшая чело­веческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта по­требность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности.

Один из основателей гуманистической психологии Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:

1-й уровень — физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.).

2-й уровень — потребность в безопасности (потребности в обеспеченнос­ти, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги).

3-й уровень — потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба).

4-й уровень — потребность в самоуважении (потребность в самоуваже­нии и уважении и признании другими людьми).

5-й уровень — потребность в самоактуализации (потребность в разви­тии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно этой концепции, высшие (вышележащие) потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие. Продвижение к высшей цели — самоактуализации, психоло­гическому росту, не может осуществляться, пока индивид не удовлетворит более низшие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией индивида на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потреб­ности, уровне функционирования.

Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать достаточно существенное негативное влия­ние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связа­ны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в бе­зопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

Р оджер с также рассматривал в качестве главного мотивационного фак­тора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реа­лизации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функцио­нирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное функциониро­вание» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдель­ный момент жить полной жизнью, способность прислушиваться в большей степени к собственной интуи

ции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способ­ствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то чело­век оценивает его как положительный, если нет — то как негативный, кото­рого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого чело­века можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, в качестве детерминанты поведения и развития че­ловеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стрем­ление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием для ус­пешной реализации этой потребности выступает наличие адекватного и цело­стного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека.

20. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ. КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА.

Главной человеческой потребностью в рамках гума­нистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз при этом рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира.

Идеал полного здоровья — это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный». В своей кон­цепции мотивации Маслоу выделял два вида мотивации: дефицитарную мо­тивацию (дефицитарные мотивы) и мотивацию роста (мотивы роста). Мотивы роста имеют отдаленные цели, связанные со стремлени­ем к самоактуализации. Эти потребности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетво­рит дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зре­ния Маслоу, может вызвать психические заболевания.

Рождерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блоки­рование этой потребности как источник возможных нарушений. Мотивация самоактуализации может быть реализована в случае, если человек имеет адек­ватный и целостный образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на основе осознания всего опыта собственных переживаний.

Другими слова­ми, условием формирования адекватной Я-концепции является «открытость опыту». Однако человек часто сталкивается с такими собственными пережи­ваниями, таким опытом, которые могут в большей или меньшей степени рас­ходиться с представлением о себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его

Я-концепции. Эмоци­ональной реакцией на ситуацию, воспринимаемую как угроза, является тре­вога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызванной им тревоге человек использует защиту.

Роджерс, в частности, указывал два ос­новных защитных механизма — искажение восприятия и отрицание. Иска­жение восприятия — это вид защиты, представляющий собой процесс транс­формации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответствует или согласуется с Я-концепцией. Отрицани е представляет собой процесс пол­ного исключения из сознания угрожающих переживаний и неприятных ас­пектов действительности. Если переживания полностью не согласуются с образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и

тревоги слишком вы­сок, развивается либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические рас­стройства, в частности, невротические нарушения.

Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека психоло­гически уязвимым к чрезвычайно широкому спектру собственных проявле­ний, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усу­губляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации невро­тических расстройств.

Франкл, основатель «третьего венского направления психотерапии» (пос­ле Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и каж­дое время должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной неполноценнности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности соб­ственного существования. Одну из своих книг Франкл так и назвал — «Стра­дание в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу яв­ляется основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворе­ния этой потребности ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.

Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманис­тического), «опытного» подхода психические нарушения, в частности, невро­тические расстройства, являются результатом невозможности самоактуализа­ции, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow