Методы групповой психотерапии. Куклотерапия

Куклотерапия как метод основан на процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодей­ствия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, роди­теля). Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом та­кой социальной проекции достаточно долгое время являют­ся куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения соци­альной адаптации, при коррекционной работе со страха­ми, заиканием, нарушениями поведения, а также для рабо­ты с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет кото­рого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сме­няется бурными поведенческими эмоциональными реак­циями (плач,, смех и т.д.) и снятием нервно-психическо­го напряжения.

Игра с куклой это тот мир реальности, в котором жи­вет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возмож­ность самого естественного и безболезненного вмешатель­ства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1. Изготовление кукол. 2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети ста­новятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических про­цессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные кук­лы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых ма­рионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления го­ловой, другая — руками.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенство­вать тонкую моторику руки и общую координацию дви­жений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состоя­ния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пус­тые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимуще­

ственно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решение своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, сво­ей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются много­функциональными. Они эффективны для проработки у де­тей проблем идентификации, общения, повышенной тре­вожности. Такая кукла может быть размером в рост ребен­ка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на ру­башку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, на­ходящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными дви­жениями.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет со­бой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шар­нирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с на­рушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно исполь­зуются для проигрывания ролевых игр. Это обычные иг­рушки размером в рост человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: