Механизмы лечебного действия групповой психотерапии

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии принад­лежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три основных пути исследования механизмов лечебного действия групповой психотерапии: 1) опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; 2) изучение теоретических представ­лений и опыта групповых психотерапевтов (опрос психотерапевтов); 3) прове­дение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы, применяемые техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью лечения.

Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие.

1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информа­ция о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами.

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывая им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцен­трической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает

себя способным быть полезным и нуж­ным, начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Особенно важны такие переживания для пациентов с низкой самооценкой.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: здесь речь идет о переработке проблематики, корни которой лежат в родительской се­мье пациента. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания,
идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных отношении и отношений с родителями в прошлом. При этом исходят из того, что в группе пациент вступает в отношения, играет роли, занимает позиции, сходные с теми, которые были у него в родительской семье: его отношения с психотерапевтом в определенной степени повторяют или воспроизводят его отношения с родителями, а отношения с другими участниками группы — отношения с другими членами семьи (братьями, сестрами и др.).
Например, в детстве пациент испытывал недостаток внимания и любви со стороны родителей. Эта потребность являлась фрустрированной (и, как правило, неосознаваемой) и в дальнейшем его поведение во многом может быть направлено на то, чтобы получить эту любовь и признание со стороны окружающих, даже в ущерб удовлетворению других, значимых, «взрослых» потребностей личности.

В группе такой пациент обычно ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание, добиться расположения, принятия и любви со стороны психотерапевта. Анализируя особенности его взаимодействия с пси­хотерапевтом в группе, можно помочь пациенту увидеть и понять, когда ра­нее и к кому он испытывал такие же чувства и вел себя подобным образом. Выявление, анализ и осознание прошлых эмоциональных отношений и пове­денческих стереотипов, проявляющихся в группе, дает возможность их тера­певтической переработки и реконструкции.

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты в группе имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конст­руктивные способы поведения и общения.

7. Имитационное поведение: пациент может обучаться более конструктив­ным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим ус­пешным членам группы. Очевидно, что в большей степени образцом для под­ражания является психотерапевт, и это накладывает определенные ограни­чения на его поведение, предъявляет особые требования к его самоконтролю и саморегуляции. Ялом считает, что многие психотерапевты явно недооцени­вают роль этого фактора, «на самом же деле, у курящих трубку терапевтов получаются курящие трубку пациенты».

8. Интерперсональное влияние: этот фактор является важнейшим и наи­более специфичным для групповой психотерапии. Если все другие факто­ры в меньшей степени, но действуют и в индивидуальной психотерапии, то этот фактор характеризует основные механизмы

лечебного действия именно групповой психотерапии. В этом факторе можно выделить три основных аспекта.

Первое — это получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению представления о себе, образа Я, то есть конфронтация. Второе — это возможность возникновения в группе эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с ко­торыми он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осозна­ние и переработка, то есть коррективный-эмоциональный опыт. Третье — возможность увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффек­тивность и неконструктивность,

а также обучение новым формам поведе­ния и закрепление их в процессе группового взаимодействия, то есть на­учение.

9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов,желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, при­нятие друг другом и группой как целым, чувство «Мы» группы. Группо­вая сплоченность рассматривается в групповой психотерапии как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт-пациент» в индивидуальной пси­хотерапии.

10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение», выражение сильных чувств в группе.

Кратохвил в качестве основных механизмов лечебного действия группо­вой психотерапии указывает следующие: участие в группе, эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь или кон­фронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обу­чение новым способам поведения, получение информации и развитие соци­альных навыков.

В качестве основных механизмов лечебного действия групповой психоте­рапии пациенты чаще указывают: осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций других членов группы), приобретение новых способов поведения иэмоционального реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: