Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Конфронтация

Ес ли сгруппировать механизмы лечебного действия групповой психоте­рапии, описываемые различными авторами, а также учесть результаты оп­роса пациентов, то можно выделить три основных механизма. Это — кон­фронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмо­циональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изме­нений — когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим ме­ханизмом лечебного действия групповой психотерапии. Конфронтация пони­мается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенчески­ми стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым. Понятие обратной связи является очень важ­ным для групповой психотерапии. В психотерапевтической группе, благодаря наличию обратной связи, каж­дый из участников получает информацию о том, какие реакции у окружаю­щих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, как они реаги­руют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведе­ние воздействует на других, в каких случаях его

интерпретация эмоциональ­ного содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и вле­чет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы, с точки зрения других, цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное пове­дение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведен­ческие стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым и актуальным опытом и поведением и т. д.

Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить собственную роль в типич­ных для него межличностных конфликтах и тем самым осознать собствен­ные проблемы, соотнося прошлое и настоящее.

Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная связь многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа предос­тавляет пациенту не просто обратную связь — информацию о том, как он воспринимается другим человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех участников группы, которые могут по-разному вос­принимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать.

Та­ким образом, пациент видит себя во множестве «зеркал», по разному отража­ющих различные стороны его личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую информацию для совершенствования самопо­нимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в обратной связи, также представляет интерес как для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной лично­сти и свои реакции на рассогласование образа Я с восприятием окружающих.

Переработка и интеграция содержания обратной связи в процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образова­ний и способствует формированию более целостного и адекватного образа Я, представления о себе и самопонимания в целом. Расширение (или формиро­вание) образа Я за счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не только психотерапии, но и процессу формирования и развития человеческой личности. Известно, что становление отношения к себе, самооценки, образа Я в целом происходит у ребенка только в условиях опре­деленной группы (семьи, группы сверстников и пр.) под воздействием отра­женных оценок окружающих.

Групповая психотерапия использует обратную связь для коррекции неадекватного представления о себе и самопонимания в целом.

Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы об­ратной связи необходима определенная атмосфера, характеризующаяся, прежде всего, взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброже­лательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием у пациентов мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и проявлением «размораживания», при котором участники группы готовы и могут быть ис­кренними, открытыми и отказаться от привычных, сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и несовершен­ство.

Обратная связь в группе более эффективна, если она не отсрочена, то есть если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие механизмы пси­хологической защиты. Эффективная обратная связь является в большей степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведе­ние участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффек­тивной будет также

дифференцированная обратная связь, поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более достоверной и может оказать на него большее влияние.

В самосознании или образе Я выделяют 4 области: открытую — то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие; закрытую или неизвестную — то, что человек не знает о себе и не знают о нем другие; скрытую — то, что человек знает о себе сам, но не знают другие; слепую — то, что человек не знает о себе, но знают другие. Обратная связь несет информацию, по

зволяю­щую пациенту уменьшить именно последнюю, слепую область самосознания и тем самым расширять и повышать адекватность собственного образа Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: