Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование - модель человеческих ком­муникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, ме­неджменте с целью их оптимизации. Разрабатывается с начала 70-х годов американца­ми Гриндером и Бендлером (лингвистом и математиком по базисному обра­зованию) и их последователями.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики М. Эриксона, Сатир, Перлса и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке инфор­мации правым и левым полушариями; 3) на трансформа­ционной грамматике Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50 — 60-х годов, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела. Таким об­разом, НЛП является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации.

Базисные постулаты НЛП можно сформулировать следующим образом.

1. Человеческий мозг подобны компьютеру, использующему для управления поведением специфические программы — закономерности в опи­сании и воспроизводстве опыта. Помимо генетического программирования, формирование «программ» — стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления опыта проживания различных жизненных ситуаций, взаимодействия с другими людьми, самопрограмми­рования и преодоления стрессовых ситуаций и переживаний. В формировании программ большое значение имеют трансовые состояния сознания..

2. Усвоение опыта и самопрограммирование осуществляется специальным способом с помощью различных по модальности образов (модальности свя­заны с различными органами и системами чувств и в соответствии с этим опыт может быть записан и воспроизведен в виде визуальных средств — визуаль­ные образы, аудиальных — образы звуков, кинестетических — различные телесные чувства и ощущения).

3. Большая часть «программы» не осознается, но предъявляется в речи, поскольку отражена в глубинных речевых структурах, а также в невербальных проявлениях - в невербальном языке. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель может считывать, задавая сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.

4. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, веро­ятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. В этом смысле все челове­ческие проявления рассматриваются с позиции «утилизации», то есть все они отражают успешность каких-либо действий. Для устранения симптомов воз­можно «перепрограммирование» (точнее — самоперепрограммирование) человека на новые, более адаптивные, в смысле более желательные для него стереотипы на основе учета особенностей переработки информации и трансовых состояний пациента.

5.НЛП акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основани­ях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления). Такая «технологическая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности чело ловека и соблюдением принципов внутренней (все изменения не должны всту- пать в противоречия с другим внутренним опытом) и внешней (все изменения не должны вредить человеку при взаимодействии с другими людьми) экологии.

В НЛП разработаны методы диагностики и коррекции. При диагностике выявляются речевые искажения метамодели, ведущие репрезентативные системы переработки информации, проводится калибровка индивидуальных невербальных ответов «да — нет», «конгруэнтность — инконгруэнтность», «проблема — ресурс» и поверхностных коррелятов глубинных речевых структур.

Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптимальную форму присоединения к пациенту, проводится посредством анализа речевой продукции и калибровки поведенческих стереотипов, в том числе глазодвигательных сигналов.

При калибровке невербальных проявлений особое значение уделяется индивидуальному языку конкретного человека. Психотерапевт, руководству­ясь общими правилами наблюдения (учитываются типичные незначительные мимические реакции, ритмы дыхания, речи, пантомимика, цвет кожных по­кровов) составляет представление о том, как, например, в невербальном языке проявляются воспоминания о проблемной ситуации.

При анализе глазодвигательных сигналов считается важным направление движения глаз во время коммуникации и считается, что у большинства лю­дей (правое направление — будущее, левое — прошлое) направление глаз вверх означает генерирование визуальных образов, среднее положение — аудиальных, а нижнее — кинестетических образов. У каждого человека значение глазодвигательных реакций уточняется специально.

Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезен­тативных систем на поле зрения человека. Так, быстрые дви­жения глазных яблок влево — вверх указывают на ре

презентацию визуаль­ных воспоминаний. Можно предположить, что подобная проекция глазо­двигательных сигналов отражает и мозговую архитектонику.

Помимо при­веденной типичной пространственной структуры, могут встречаться и ин­дивидуальные отличия. В любом случае в работе с пациентом рекомендуется калибровка индивидуальных проекций репрезентативных систем и страте­гий переработки информации посредством целенаправленных команд-воп­росов с последующим отслеживанием поведенческих и глазодвигательных реакций. Тест-вопрос, адресованный визуальной памяти, может быть сфор­мулирован так: «Какого цвета были...?»; при уточнении аудиальной мо­дальности вопрос формулируется так: «Как звучал...?»; на выявление проекции внутреннего диалога: «Что вы себе обычно говорите, когда до­вольны собой?»; при уточнении кинестетических явлений: «Какие ощуще­ния были, когда..?» и т. п.

Калибровка индивидуальных невербальных ответов используется в при­еме «разговор с подсознанием» и проводится с помощью тестовых вопросов с фиксацией микромимических, пантомимических и вегетативных реакций. При калибровке ответов «да — нет» сначала задаются вопросы, предпола­гающие однозначные утвердительные ответы, затем — отрицательные. Па­циент может говорить или молчать, в любом случае внимание исследователя направлено на невербальные компоненты, стереотипно повторяющиеся при ответах «да» и «нет». Квалифицированный психотерапевт, владеющий НЛП (НЛП-программист, НЛП-коммуникатор), вставляет тестовые вопросы в обычное интервью и считывает до 3 десятков стандартных телесных ответов «да» и «нет» (расширение зрачков, учащение дыхания, подергивание щеки или стопы и др.).

Аналогичным образом калиброваться могут многие семан­тические структуры, преимущественно дихотомического характера («мужчи­на — женщина», «толстый — тонкий»), что позволяет целенаправленно вме­шиваться в переживания пациента, ориентируясь на выявленные невербаль­ные сигналы. Привлечение в диагностику невербальных компонентов семан­тики позволяет с помощью НЛП в некоторых случаях проводить вмешательство, не интересуясь содержанием переживаний.

Коррекционные техники НЛП преимущественно базируются на следующем алгоритме: 1. Присоединение и создание особого взаимодействия между пациентом и психотерапевтом — «раппорта». 2. Выявление («идентифика­ция») проблемного состояния, то есть такого опыта, который повторяется и воспринимается пациентом как проблема. 3. Выявление («идентификация») ресурса — такого опыта самого пациента, который желателен в этой ситуации или этой группе ситуаций. 4. «Интеграция» проблема-ресурс, смысл которого не замена одного опыта другим, а создание дополнительного выбора поведения в проблемной ситуации и возможности пациента при желании поступать, вести и проявлять себя по-иному.

В терапии часто используются трансовые техники. При планировании терапевтических изменений обязательно учитывается «уровень нарушений» — «уровень проблемы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: