1. Объективные предпосылки зарождения и активизации маркетинговой деятельности в банковской сфере в 70-е гг.
2. Особенности банковского маркетинга
3. Содержание маркетинга в банковской сфере.
4. Анализ рынка банковского продукта
1. Объективные предпосылки зарождения и активизации маркетинговой деятельности в банковской сфере в 70-е гг.
Марк-г в банке как вид деятельности стал зарождаться в 70-е гг. 20 века. Обусловлено это было след. факторами:
- Мировая тенденция, интернационализации мировой банковской индустрии. В 70-е гг. сохраняется доминирующее положение америк. банков на всех финансовых рынках. Вместе с тем национ-е банки (европейские) для укрепления своего положения начинают использовать банков-е технологии америк. банков.
- Факт изменения рынков банк-х кпиталов откр-ет новые виды финансовых рынков. Помимо традиционных банк-их рынков возникают такие новые виды рынков как межбанк-й рынок, еврорынок (рынок евровалют).
- Возникают принципиально новые виды банковских инструментов.
|
|
1. Межбанковский рынок.
2. Еврорынок – совокупность денежных средств в USD и др. мировых валютах, функционирующих в качестве ссудного капитала за пределами национ-го рынка и не подлежащие контролю со стороны гос-ых органов.
- Обострение конкуренции м/у банками и парабанковским сектором (специализированных финансовых учреждений).
30-е гг. | 90-е гг. | ||
банки | Небанков. сектор | банки | Небанков. сектор |
> 2/3 активы | 1/3 | 22% | 78% |
Доля банков на еврорынке - 27%
Рынок гос-х ценных бумаг – 26%
Семейное страхование – 17%
Ипотечные крдиты – 27%
Частные вклады – 9%
Доминируют банки на след. рынках:
- возвратные кредиты – 60%
- автомобил. ссуды – 50%
- потребит-й кредит – 46%
- сбережение вкладов – 47%
Специализир. фин-е кредит-е учреждения находятся в более выгодных условиях, чем коммерческие банки по след. причинам:
- Они не обязаны страховать привлеченные средства в форме обязат-го резервирования в центробанках.
- В отношении этих институтов не действуют ограничения в отношении открытия филиалов и представительств. В США 17,5 тыс. коммерч. банков. В Канаде – 36 комм. б.
- Специализированные финансово-кредитные учреждения были свободны от регулирования многих эк-ких нормативов хар-х для коммерческих банков (напр. Норматив ликвидности дееспособного банка)
- Зарождение и развитие принципиально иных банковских технологий
Наиболее важное значение этот фактор играет в розничной банковской деятельности (обслуживание частных лиц).
Оптовая – обслуживание предприятий и организаций.
Новые банковские технологии позволили банкам освоить оказание услуг по информационной обработке данных, консультирование по финансовому положению предприятия, консультирование по конъюнктуре финансовых рынков и др. виды консультирования. Появление банковских технологий позволило банкам перейти на круглосуточное обслуживание клиентов посредством использования эл. машин и пластиковых карточек.
|
|
2. Особенности банковского маркетинга
Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.
Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.
Формула современного маркетинга следующая: п роизводить то, что покупается, а не продавать то, что производится.
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Как целостная концепция сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно – финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги.
Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.
Существует традиционная и совершенная концепция маркетинга.