Политические процессы в Центральной Азии и проблема стабильности в Евразии

Важным направлением сотрудничества стран СНГ в условиях внутренних конфликтов в ряде стран СНГ является поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов.

В постсоветском пространстве, где ООН оказалась не готовой к проведению операций по поддержанию мира, эти функции взяло на себя СНГ. Содружество действует согласно ст. 52 Устава ООН, разрешающей региональным организациям проводить миротворческие операции.

В рамках СНГ принят ряд документов, составляющих правовую основу для проведения операций по поддержанию мира (ОПМ) по мандату Содружества. В их число входят:

- Устав СНГ;

- Киевское соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в СНГ от 20 марта 1992 г. и протоколы к нему от 15 мая 1992 г.;

- Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ от 19 января 1996 г.;

- Положение о КСПМ в СНГ от 19 января 1996 г.

Все перечисленные документы предусматривают общепринятые в мировой практике критерии и принципы проведения ОПМ.

Обращает на себя внимание и такой факт: большинство участников СНГ охотнее идут на контакты с представителями международных организаций, отдают предпочтение их превентивной дипломатии, а не российской. Но здесь, видимо, дает о себе знать постимперский синдром - подозрительность в отношении российских миротворческих инициатив, которые новые независимые государства воспринимают - иногда не без основания - как инструмент силовой политики России.

Специфическим случаем коллективного миротворчества являются Коллективные миротворческие силы СНГ (КМС), которые, правда, не подпадают под юрисдикцию ООН и не являются частью международных миротворческих контингентов. КМС призваны поддерживать безопасность в постсоветском пространстве, гасить возникающие здесь конфликты. Создание этой структуры продиктовано в первую очередь стремлением России контролировать ситуацию, в том числе и связанную с конфликтами, в новых независимых государствах Содружества. Именно поэтому, а также вследствие слабого военного потенциала государств СНГ КМС укомплектованы преимущественно российскими военнослужащими. Фактически их подразделения в «горячих точках» Содружества совмещают функции коллективных миротворцев и сил быстрого реагирования, не имея, в отличие от последних, соответствующей подготовки и не получая современного военного оснащения.

В настоящее время на территории СНГ осуществляются четыре миротворческие операции в зонах конфликтов в трех государствах: в Приднестровье (Молдова) с 1992 г., Южной Осетии (Грузия) с 1992 г., Таджикистане с 1993 г. и Абхазии (Грузия) с 1994 г. В перспективе возможно проведение пятой операции по поддержанию мира в зоне нагорно-карабахского конфликта (Азербайджан).

Конфликт в Южной Осетии

Конфликт в Осетии начался с того, что Верховный Совет Южно-Осетинской автономной области, находящейся в составе Грузии, 10 ноября 1989 г. принял решение о преобразовании области в АССР. 23 ноября 1989 г. 20 тыс. грузин предприняли марш на столицу автономии город Цхинвали. Это выступление было организовано 3. Гамсахурдиа «для защиты грузинского населения». Участники акции были остановлены войсками МВД СССР. Первые кровопролитные столкновения тем не менее состоялись.

6 января 1991 г. советские войска неожиданно сняли посты около Цхинвали и в город вошли 6 тыс. человек из числа грузинских военных формирований. Население города начало вооружаться (была разоружена рота грузинских курсантов), начались уличные бои. В итоге к 28 января нападение было отбито. Верховный Совет Грузии отменил Юго-Осетинскую автономию и начал блокаду Осетии. После свержения Гамсахурдиа осетины отказались вести переговоры с новой властью, пока та не выведет войска и не прекратит блокаду, а 19 января 1992 г. высказались на референдуме за присоединение к России. Боевые действия продолжались почти весь 1992 г. Рост числа беженцев (40-100 тыс.), которые направлялись главным образом в Северную Осетию, стимулировал миротворческие усилия России. При ее посредничестве 14 июля 1992 г. в Сочи было заключено перемирие и в республику введены трехсторонние миротворческие силы. Результатом конфликта стало около 100 дотла сожженных деревень, 1,5 тыс. убитых, 2,5 тыс. раненых.

Конфликт в Абхазии

В 1987 г. на сходах абхазского населения выдвигались требования о выходе Абхазской автономной республики из состава Грузии и включении в состав России. Первые вооруженные стычки между представителями абхазского и грузинского населения произошли 15-17 июля 1989 г. Поводом для ожесточенных столкновений стало намерение грузинской профессуры и студенчества Сухумского университета отделиться от абхазских коллег и создать Сухумский филиал Тбилисского государственного университета.

В период правления Гамсахурдиа в Абхазии была принята новая система выборов в ВС, по которой 26 мест отводилось грузинам, 28 - абхазам, 11 - представителям других народов Абхазии. Таким образом, абхазы составили большинство в парламенте. 25 августа 1990 г. сессия ВС Абхазии приняла декларацию о суверенитете в составе СССР и Грузинской ССР. После военного переворота в Тбилиси и прихода к власти Государственного совета во главе с Э. Шеварднадзе ситуация в Абхазии стала обостряться. 14 августа 1992 г. в Верховном Совете Абхазии должен был быть рассмотрен новый договор с Грузией о создании равноправного федеративного государства. Целью абхазских властей было расширение прав автономии и в конечном счете получение независимости. Целью грузинского правительства было установление контроля над Абхазией и сохранение целостности Грузии.

Взаимопонимание не было достигнуто, и 14 августа 1992 г. начался вооруженный конфликт между Грузией и ее автономной республикой Абхазией. Грузинские войска вошли в Абхазию, началась операция «Меч», рассчитанная на 3 дня, но продлившаяся 13 месяцев. 30 сентября 1993 г. абхазские формирования, вытеснив грузинские войска, вышли к реке Ингури. С обеих сторон было убито несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома и стали беженцами. 50 российских военнослужащих погибло вследствие действий грузинской стороны.

1 декабря 1993 г. абхазской и грузинской делегациями было подписано Соглашение о взаимопонимании. Обе стороны предварительно приняли предложения о полном прекращении боевых действий. Россия добилась признания ООН своей операции как операции СНГ. Был детально разработан с привлечением опыта ООН мандат миротворческих сил и ограничена зона ответственности пределами Гальского района, прилегающего к внутренним районам Грузии. Контроль ситуации в зоне конфликта должны были осуществлять наблюдатели ООН. После проведения целого ряда согласований к 26 июня 1994 г. российские миротворцы вошли в Абхазию. В первые месяцы в зону конфликта были также дополнительно введены сводные батальоны ахалкалакской и батумской дивизий Российской армии.

Три батальона разместились на территории Абхазии, один - в Мингрелии, в соседнем с Абхазией городе Зугдиди. Командующий и штаб миротворческих сил расположились в Сухуми, а заместитель командующего - в грузинском городе Зугдиди, районном центре. Первой задачей российских сил стало разделение сторон и организация контрольно-пропускных пунктов на реке Гумиста, ставшей демаркационной линией. В течение короткого времени миротворцам удалось взять под контроль мосты и основные броды, однако до сих пор группы абхазских и грузинских боевиков периодически тревожат мирное население.

Грузино-абхазский конфликт - пока единственный в СНГ, в отношении которого саммитом СНГ принято решение о применении санкций. Это единственная операция, которая является операцией по поддержанию мира, проводимой под эгидой СНГ. Решение о ней было принято на заседании СГГ в октябре 1994 г.

Российская граница с Абхазией была открыта и блокада была снята только в 1999 г. Главы государств и правительств СНГ, таким образом, проявляли солидарность с официальным Тбилиси прежде всего потому, что почти у каждой страны имеются свои сепаратистски настроенные регионы. Официальная поддержка сепаратистских движений в соседних странах не даст морального права на подавление сецессии внутри собственного государства.

Конфликт в Приднестровье

В 1989 г. в этом регионе возросла напряженность между правительством Молдавии и местным русскоязычным населением. Одной из причин стало то, что 31 августа 1989 г. в Молдавии был принят закон о языке, ущемляющий права русских. В 1990 г. на выборах в Верховный Совет победу одержал Народный фронт, провозгласивший целью присоединение Молдавии к Румынии. Меры по переходу на румынские стандарты, учебники и саму организацию образования были интерпретированы в Приднестровье и Гагаузии (южном регионе Молдавии, который населяют гагаузы - гюркоязычный народ, исповедующий православие) как подготовка к объединению с Румынией, которое было категорически неприемлемо в этих регионах.

2 сентября 1990 г. в Тирасполе состоялся II Съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (впоследствии - Приднестровская Молдавская Республика, ПМР) в составе СССР, избран временный Верховный Совет.

В сентябре 1991 г. в Тирасполе были созданы отряды республиканской гвардии. Месяц спустя, когда колонна молдавских полицейских пыталась прорваться в Дубоссары для «восстановления конституционного порядка» через установленную на мосту через Днестр баррикаду, появились первые жертвы. В начале 1992 г. перестрелки переросли в настоящую войну.

После серии взаимных провокаций 19 июня в Бендеры вошли пять колонн бронетанковой техники регулярных частей молдавской армии и добровольцы, прибывшие из разных районов Молдавии. Уличные бои вызвали многочисленные жертвы среди мирного населения. Только число погибших оценивается в 500-1000 человек. Из Приднестровья в Одесскую область Украины потянулись беженцы, общее число которых составило от 60 до 100 тыс. человек. В ходе столкновений погибло множество мирных жителей. Приднестровские формирования при содействии 14-й армии смогли остановить продвижение правительственных войск и отбить часть города. Начиналась позиционная война. Потери со стороны Молдавии составили 3 тыс. убитых, 9 тыс. раненых; потери ПМР -675 убитых, 4 тыс. раненых.

23 июля 1992 г. было заключено соглашение между Молдавией и Россией «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье». Согласно этому соглашению были созданы трехсторонние миротворческие силы, в которые вошли представители конфликтующих сторон и России.

Миротворческие силы включали в себя 12 батальонов, 6 из которых были российские. Была создана зона безопасности длиной 220 и шириной 10-20 км по обе стороны реки Днестр. Руководство миротворческими силами было возложено на Объединенную контрольную комиссию по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе, в которую входили по 6 представителей конфликтующих сторон и России. Первым руководителем миротворческой операции стал генерал-полковник Эдуард Воробьев.

Основная проблема в отношениях Молдовы и Приднестровья, которую не удается разрешить до настоящего времени, - государственно-правовой статус Приднестровья. Формулу «общее государство» обе стороны сразу же стали интерпретировать по-разному. Тирасполь понимает под ней конфедерацию- союз двух равноправных и суверенных субъектов международного права. При этом ПМР готова делегировать Кишиневу лишь немногие полномочия, которые она сочтет необходимыми, например, в области обороны, инфраструктуры, экономического законодательства, при сохранении собственной валюты, отдельного бюджета, гражданства и др. Кишинев, напротив, считает, что общее государство означает «единое государство», и согласен только на предоставление Приднестровью определенной автономии.

Конфликт в Таджикистане

В начале 90-х гт. российские власти относились к центрально-азиатским государствам как к обременительному грузу. А политическое противостояние оппозиции правительству они считали на­жимом на советскую номенклатуру. Поэтому, стремясь подорвать положение коммунистов на всем постсоветском пространстве, российское демократическое руководство не реагировало на нарастание конфронтации в Таджикистане.

Жители южных районов видели своих врагов в представителях Ленинабадской области, которые захватили все ключевые посты в правительстве, оттеснив при этом представителей Курган-Тюбе и Горного Бадахшана. Пока существовал Союз, он являлся сдерживающим фактором, но после его распада под нажимом оппозиционных сил к маю 1992 г. было сформировано коалиционное правительство, в котором ряд важных постов получили представители Исламской партии возрождения Таджикистана (ИПВТ). Новое правительство не смогло стабилизировать обстановку и занималось в основном тем, что оказывало давление на оппозиционные регионы. А против исламистов выступил альянс отстраненных от власти ленинабадцев и кулябцев, которых поддержали Узбекистан и Россия.

Зависимый от поставок продовольствия и пострадавший от селевых потоков оппозиционный Куляб пытались задушить голодом. Куляб объединился для борьбы с коалиционным правительством под лозунгами интернационализма и социализма, что обеспечило ему сочувствие нетаджикского населения и России. Нажим на исламистов был осуществлен в том числе и силами российской 201-й мотострелковой дивизии (МСД). Противоположная сторона получала помощь от международных исламских фондов Саудовской

Аравии и Пакистана, от афганского руководства. В ходе конфликта погибло около 150 тыс. человек.

15 октября 1993 г. в республику были введены коллективные миротворческие силы СНГ для установления мира. Их основу составили военнослужащие 201-й МСД, а также узбекский и киргизский МСБ, которые оказались малоэффективны. В 1994 г. начался «межтаджикский диалог»: при посредничестве ООН, России и Ирана начались переговоры между враждующими сторонами. Они завершились после того, как осенью 1996 г. прошло успешное наступление талибов на позиции Северного альянса, и стороны осознали эту опасность. Они сели за стол переговоров и подписали Протокол по военным проблемам (март 1997 г.), Протокол по политическим вопросам (май 1997 г.), а 27 июня и Общее соглашение о мире и национальном согласии. Стороны пошли на сближение, в результате которого лидер Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Абдулло Нури и особенно его заместитель Ходжи Акбар Тураджонзода отказались от радикальных лозунгов, в частности о построении исламского государства, а Рахмонов предоставил оппозиционерам 30-процентную квоту в правительстве.

Конфликт в Нагорном Карабахе

С конца 1987 г. начинается современный этап национально-освободительной борьбы карабахцев, который характеризуется проведением митингов и демонстраций с участием десятков тысяч жителей области, делегированием представителей Нагорного Карабаха в центральные партийные и государственные органы СССР.

Существует мнение, что важную роль в этом процессе сыграли представители демократического лагеря в СССР. В 1987 г. академик Абел Аганбегян в институте Армении во Франции высказал желание, чтобы Карабах стал армянским. В 1988 г. А. Д. Сахаров в газете «Московские новости» поддержал идею принадлежности Карабаха Армении. Такое же мнение высказывала Г. Старовойтова.

20 февраля 1988 г. на сессии Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Этому предшествовали аналогичные решения районных Советов.

Массовые погромы и убийства армян произошли 21-29 февраля 1988 г. в городе Сумгаите. В течение трех дней резни и погромов по официальным сведениям 32 человека (по неофициальным - 1800) из числа армян были убиты, значительная часть -с особой жестокостью, сотни ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, 18 тыс. стали беженцами.

Учитывая создавшуюся сложную ситуацию, союзными властями с 11 февраля 1989 г. в НКАО впервые в СССР была введена особая форма управления с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством А. Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС.

Однако официальный Баку параллельно с погромами армянских населенных пунктов предпринял беспрецедентную для СССР акцию - экономическую блокаду НКАО и Армении, пользуясь тем, что народно-хозяйственные грузы поставлялись им по железнодорожным и автомобильным путям через территорию Азербайджана. НКАО практически была изолирована от внешнего мира.

Напряженность вылилась в январе 1990 г. в вооруженные погромы в столице Азербайджанской ССР Баку.

С апреля по август 1991 г. проходила операция «Кольцо»: смешанные отряды азербайджанской милиции и ОМОН, спецотряды МВД и КГБ, группы офицеров и солдат Советской армии стали решать вопрос простейшим образом - посредством депортации армянского населения из ряда районов (Шаумянского, Шушинского, Гадрутского).

Август 1991 г. коренным образом изменил ситуацию. Азербайджанская власть дискредитировала себя сотрудничеством с ГКЧП, и Ельцин отказал президенту Азербайджана А. Муталибову в поддержке. В сентябре армянские партизаны выбили азербайджанцев из ранее потерянных сел Шаумяновского района. Советские части в Закавказье стремительно распадались: в 7-й армии служи­ло много армян, и они начали переходить на сторону карабахских партизан вместе с оружием и боевой техникой.

Для того чтобы узаконить воссоединение армянских земель, 10 ноября 1991 г. Верховный Совет НКАО объявил о присоединении области к Армении. В ответ Азербайджан начал регулярные военные действия против автономии. Возникли фронты. Большое количество азербайджанских добровольцев отправились в Карабах, армянское население НКАО поголовно вооружалось и при помощи отрядов из Армении (впоследствии их стали именовать Армянским экспедиционным корпусом) оказывало отчаянное сопротивление.

26 ноября того же года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а районы Нагорного Карабаха переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам.

Активные боевые действия продолжались до 1994 г. В марте 1994 г. армяне начали самое мощное наступление за все время войны. Один за другим в их руки переходили Физулинский, Джебраильский, Зангеланский, Истисуйский и Кельбаджарский районы. Азербайджанские войска к началу лета были разгромлены и прекратили организованное сопротивление. В результате боевых действий в руках армян оказалось около 20 % территории Азербайджана. В руки армянских сил попали богатые трофеи. Боевые действия прекратились.

Несмотря на то, что миротворческие силы не участвовали в урегулировании этого конфликта, Россия и другие страны СНГ оказали активное содействие снижению его интенсивности. В мае 1994 г. было подписано Бишкекское соглашение о прекращении огня, которое в основном соблюдается и по настоящее время. Сначала при посредничестве России, Киргизии и МПА СНГ была достигнута договоренность о прекращении огня. Линия соприкосновения войск стала фактической границей НКР. Происходят различные встречи, в том числе и при посредничестве ОБСЕ, США, Турции, Ирана, но стороны по-прежнему далеки от компромисса.

Во всех конфликтных зонах СНГ со времени начала соответствующих ОПМ активные боевые действия не ведутся. В 1997 г., в частности при активном участии России и международных посредников (ООН и ОБСЕ), наметился некоторый прогресс в деле согласования политических принципов урегулирования конфликтов в Таджикистане, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Однако окончательное урегулирование этих конфликтов потребует еще немало времени.

Пока в СНГ так и не удалось, несмотря на приложенные усилия, создать эффективную систему коллективной безопасности. Это связано, по-видимому, с тем, что межгосударственные разногласия на постсоветском пространстве слишком сильны и потому приемлемый уровень доверия, необходимый для объединения государств с целью создания некоего надгосударственного органа, контролирующего безопасное развитие, все еще не достигнут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: