Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Основные богословские положения.




Социальная концепция предназначена для того, чтобы сгладить рубеж между вопросами чисто христианскими и вопросами внешними.

Наиболее важным является вопрос о социальном служении Церкви. Что нужно подразумевать под основой социального служения церкви? Это основа, ключ к пониманию всех остальных вопросов.

Что означает социальное служение Церкви? Существуют 2-е взаимоисключающие точки зрения по этому вопросу:

1) Совершенно исключает такое служение. Церковь занимается только научением человека духовной жизни, богослужением. Вопросы, не касающиеся духовной жизни не должны быть рассматриваемыми Церковью.

2) Церковь должна отвечать на все насущные вопросы человеческой жизни.

«Буземное небо» было сильно в католическом средневековье. Само понимание человека было связано с представлением о выкупе человека из рук дьявола. Тело рассматривалось лишь как инструмент для приобретения сверхдолжных заслуг.

Реформация значение этих подвигов исключило, спасение подается только верой, которую дает Бог человеку независимо от него. От человека ничего не зависит и ничего не требуется. В результате вся энергия, направленная на получение заслуг, обратилась на земные дела. Возникла концепция «безнебесной земли».

Средневековая крайность забыта, но концепция нового времени жива по сей день.

С богословской точки зрения эти две концепции можно обозначить терминологией христологических споров вселенских соборов. Концепция отрицания тела отразилась в монофизитстве. Монофизитство настолько тонкое сознание, которое во веки не будет уничтожено христианской мыслью. Напротив, реформационную идею можно охарактеризовать как несторианскую.

Правильным взглядом на социальное служение Церкви нужно считать халкидонское определение. Церковь существует в мире неслитно и нераздельно. Поэтому и тело не следует считать темницей.

Что же нужно разуметь под Церковью как субъекте социального служения?

В Церкви пребывает с одной стороны святость, с другой – поврежденность человеческой природы. Церковь – богочеловечна. Это единство в Духе Святом всех разумных тварей, следующих воле Божией. Пребывание человека в Церкви обусловлено не только принятием Крещения и прочих Таинств, а некой причастностью человека к Духу Святому. Крещение – это только начало духовного становления человека.

«Крещение есть только предначатие воскресения из ада» – говорит прп. Ефрем Сирин.

Дар крещения требует возделывания. Игнатий (Брянчанинов ) пишет, что в естестве нашем не уничтожено свойство рождать добро и зло. Феофан Затворник говорит, что всеумертвие ко греху не бывает механическим. Не даром в молитве перед исповедью присутствуют слова: «Приими и присоедини его к Святей Своей Церкви».




Другое понимание Церкви – это общество людей, организация. Все крещенные в Православие, даже формально, являются членами Церкви. Любая видимая Церковь только отчасти соответствует Телу Христову.

Церковь должна показывать миру образ святости и чистоты. Поэтому она не должна держаться монофизитской идеи об отрешенности от всего земного. Сам Христос показал пример деятельного отношения к человеческим страданиям. Пимен Великий говорит: «Мы убийцы страстей, а не тела».

Любая Церковь подвергается опасности утратить свое достоинство с Первообразом. Двухприродность Церкви не предлагает ее деление на земную и небесную. Только то в человеческой стороне соединяется с божественной, что соответствует идеалу Христа.

Жизнь Церкви основана на двуединой заповеди – любви к Богу и близким. Но не всякая деятельность может быть выражением любви к ближнему. То, что внешне кажется добром, внутренне подлежит осуждению. Многими добрыми внешне делами движут гордыня, тщеславие, расчет, политиканство. Христос жертву вдовы назвал большей. Критерием служит жертвенность, мера любви, вкладываемая человеком в свои дела.

«Добрые дела» с расчетом для себя Флоренский называет «переодетым эгоизмом».

Главнейшим свойством христианской любви все свв. отцы называют смирение. Нет истинной любви там, где нет смирения. Добро, совершаемое без христианских начал, в конечном итоге разрушится.

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» - говорит Иоанн Пророк, сподвижник Варсонофия Великого.



Страшный враг христианина – чувство превосходства над другими. Это чувство свв. отцы назвали «дмением». «Несчастен тот, кто удовлетворен человеческой правдой, для него не нужен Христос» – говорит Игнатий (Брфнчанинов). «Он исполнен высокоумием, самомнением, полон ненависти и мщения к несогласным с ним».

Социальной деятельностью в Церкви занимаются иерархи, клирики, миряне. Но эти дела могут быть делами и церковными, и не церковными. Не всякое дело, совершенное по решению священноначалия, есть дела церковные. Только то, что делается ради Бога, из любви к ближним, может быть церковным. К некоторым клирикам и мирянам относятся слова Господа: “Приближаются ко мне люди и словами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня». Вся их социальная деятельность исходит из чувства гордыни, тщеславия, из желания быть угодным людям. Критерием добра, а от сюда и критерием социального служения, является духовное состояние совершающих дела.

В наше время христианский мир на служение Церкви смотрит как служение социально – политическое. Эту тенденцию можно охарактеризовать так: «Ищите прежде всего что есть, что пить и во что одеться, а Царство Небесное приложится вам». Хомяков замечал фальш в служении Церкви мирским потребностям.

Эта обмирщенность может привести к тому, что не заметят Антихриста, который будет величайшим социальным деятелем.

Социальная деятельность. Степень ее полезности для нас и для других обусловлено присутствием божественности в нашей деятельности и в нас. Это присутствие зависит от нас и только от нас.

Социальная деятельность Церкви происходит не в том ключе, в каком понимает эту деятельность мир. Она бессмыслена, пуста, негодна, если люди занимающиеся ее не понимают того главного, что они делают. Социальная деятельность немыслима без смирения и любви.





Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 762; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9346 - | 7417 - или читать все...

Читайте также:

 

18.208.159.25 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.