Человек должен трудиться, чтобы питаться: «В поте лица своего будешь добывать свой хлеб». Это не констатация, это условие: «Кто не работает, тот да не ест» (2Фес. 3. 10) – говорит ап. Павел. Но когда труд становится не орудием добычи пропитания, а орудием добычи власти, господства, Царства Божия на земле, объектом увлеченности человеком своей деятельностью или средством для наслаждения – все это осуждается, ибо такой труд не может принести пользы ни самому человеку, ни окружающим.
У человека трудящегося должно быть 2-е цели:
1) Добывать себе пропитание.
2) «Приобретать друзей богатством неправедным», оказывать своим трудом любовь к ближнему.
В концепции не рассматривается значение труда для духовной жизни человека. Сподвижник Варсонофия Великого Иоанн Пророк говорит: «Без смирения труд бесплоден». Человек должен осознать, что все добытое нами трудом – Божие, а не наше.
VII. Собственность.
Материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым. Богатым человеком быть трудно. Многое зависит от отношения человека к собственности.
|
|
VIII. Война и мир.
Возможна ли война с христианской точки зрения? Концепция прямо заявляет, что это возможно для защиты себя, ближних, своего отечества. Это основано на принципе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Церковь решительно смотрит против толстовской концепции непротивления злу силой. Ап. Павел в 1 Тим. Пишет, что тот, кто не защищает ближнего, хуже язычника. Само по себе служение в армии рассматривается как участие в боевых действиях.
Есть 2-а восприятия слова мир, 2-а различных понимания мира:
1) «шолом» – земное благоденствие, отсутствие войны и прочие земные блага.
2) «ирини» - освобождение души от власти греховной, это душевное состояние.
На 99% Ветхий Завет говорит о «шоломе».