(без учета временной стоимости денег)
Представим соответствующие атрибуты рассматриваемой простейшей однопродуктовой модели управления запасами с постоянным спросом и используемые далее обозначения:
o спрос на продукцию является постоянным;
o при этом D – потребление продукции за год;
o CП – стоимость единицы продукции;
o наличие дефицита продукции недопустимо;
o при этом Ch – затраты на хранение единицы продукции за год;
o длительность L промежутка времени реализации поставки задана;
o накладные расходы C0 на каждую поставку известны (это – издержки/потери, которые не зависят от объема или размера заказа);
o издержки поставок, которые зависят от размера заказа, при формализации модели учитываются соответственно в стоимости единицы продукции;
o значение объема/размера q заказа при поставках – оптимизируемая величина;
o длительность Т интервала времени между поставками связана с размером заказа q равенством Т= q/D (также оптимизируемая величина);
o величина прибыли на единицу продукции не рассматривается;
|
|
o временная стоимость денег не учитывается.
Традиционное графическое представление модели дает рис. 2.1.
Рис.2.1. График уровней запасов при различных стратегиях: (а) и (б).
КОММЕНТАРИИ. Как видно из рис. 2.1, если заказы подаются реже (ситуация (б)), причем, естественно, партиями больших размеров (т.к. годовое потребление продукции задано), то и годовые накладные издержки/потери на поставку будут меньшими, чем в ситуации (а), когда заказы подаются чаще. Но при этом затраты на хранение будут больше (т.к. в среднем количество хранимой продукции в течение года увеличится). Другими словами, снижение годовых накладных издержек/потерь на поставку приведет к увеличению годовых затрат на хранение продукции и наоборот.
Таким образом, для минимизации суммарных годовых издержек/потерь необходимо уметь определять:
Ø оптимальное значение q* объема заказа для поставок, минимизирующее указанные суммарные годовые издержки/потери, - так называемый ЭКОНОМИЧНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (EOQ).
Ø оптимальное значение длительности ИНТЕРВАЛА ПОВТОРНОГО ЗАКАЗА – промежутка времени Т* между моментами подачи очередных (соседних) заказов.