Задания. Задание 1. Экономика изначально находится в состоянии полной занятости

Задание 1. Экономика изначально находится в состоянии полной занятости. Уравнение кривой совокупного спроса при этом имеет вид Y = 3750 - 300Р. Затем увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую так, что в краткосрочном периоде равновесный ВВП увеличился до 3150 млрд руб. Потенциальный ВВП равен 3000 млрд руб. Изобразить на графике кратко- и долгосрочные последствия этого события и подсчитать, какими будут равновесный ВВП и уровень цен в долгосрочном периоде.

Глава 3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

3.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

Предпосылки классической макроэкономической модели:

1. Исследование поведения экономики в долгосрочном периоде.

2. Цены на товары и услуги, равно как и цены факторов производства (зарплата, процентная ставка), являются абсолютно гибкими, и именно с их помощью экономика адаптируется к любым изменениям.

3. В экономике существует автоматическая тенденция к полной занятости и максимально эффективному использованию ресурсов.

4. Ведущую роль в экономике играет совокупное предложение.

Кривая совокупного предложения в классической модели показана на рис. 3.1.

Рис.3.1. Кривая совокупного предложения в классической модели

Равенство совокупного спроса и совокупного предложения обеспечивается автоматически при отсутствии утечек (т.е. если весь совокупный доход расходуется домашними хозяйствами).

Закон Сэя предложение само создает себе спрос.

При наличии утечки в виде сбережений закон Сэя нарушается и совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения. Чтобы равновесие восстановилось, сбереженные средства должны быть впрыснуты обратно в экономический кругооборот. Это происходит на рынке заемных средств (рынке капитала), где предприниматели, ощущающие временную нехватку средств, занимают эти средства у домашних хозяйств.

Функция спроса инвесторов на заемные средства:

I = a – b r,

где I — объем инвестиционного спроса;

aа— объем спроса инвесторов на заемные средства при нулевой реальной процентной ставке;

b=D I /D r — эмпирический коэффициент чувствительности спроса инвесторов на заемные средства к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем спроса предпринимателей на заемные средства при изменении реальной ставки процента на один пункт;

r — реальная ставка процента.

Функция предложения заемных средств держателями сбережений:

S = g + jr,

где S — объем предложения сбережений домашними хозяйствами;

g — объем предложения сбережений домашними хозяйствами при нулевой реальной процентной ставке;

j = D S / r — эмпирический коэффициент чувствительности предложения сбережений к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем предложения заемных средств при изменении реальной ставки процента на один пункт.

Рис.3.2. Графическое изображение рынка заемных средств

Графическое изображение рынка заемных средств представлено на рис. 3.2.

При абсолютно гибкой процентной ставке равновесие рынка заемных средств поддерживается автоматически; при этом все сбереженные средства будут взяты в кредит предпринимателями и потрачены ими на покупку инвестиционных товаров.

Алгебраический вывод условия равновесия в классической модели:

Ø Домохозяйства весь свой совокупный доход (который равен объему совокупного выпуска, т.е. потенциальному ВВП) распределяют между потреблением и сбережениями:

YS = С + S.

Рис.3.3. Макроэкономическое равновесие в классической модели

Ø Совокупный спрос в экономике складывается из спроса домашних хозяйств на потребительские товары и услуги и спроса предпринимателей на инвестиционные товары:

Yd = С + I.

Следовательно, YS = Yd, если S = I.

Ø Поскольку условие S = I выполняется благодаря автоматическому поддержанию равновесия на рынке заемных средств, то основной вывод классической модели заключается в следующем: экономика устойчиво находится в состоянии макроэкономического равновесия (рис. 3.3), т.е. равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП.

Начиная с конца 20-х гг. нашего столетия этот вывод стал подвергаться сомнению, поскольку неполная занятость ресурсов, в первую очередь рабочей силы, стала хронической.

3.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Предпосылки кейнсианской макроэкономической модели:

1. Исследование поведения экономики в краткосрочном периоде.

2. Цены на товары и услуги, равно как и цены факторов производства (зарплата, процентная ставка), в краткосрочном периоде недостаточно гибки для адаптации экономики к изменениям.

3. Психологические факторы принятия решений людьми и бизнесом играют важную роль в экономике.

4. Ведущую роль в экономике играет совокупный спрос.

Простая кейнсианская модель:

где Y— совокупный спрос;

С — потребительский спрос домашних хозяйств;

I — инвестиционный спрос предпринимателей.

Функция потребительского спроса в модели Кейнса:

где а — автономное (т.е. не зависящее от размера дохода) потребление; его размер чаще всего ассоциируется с прожиточным минимумом;

МРС — предельная склонность к потреблению;

Y— совокупный доход (который равен объему совокупного выпуска в денежном выражении).

Предельная склонность к потреблению (МРС) показывает, на какую величину изменится объем спроса (планируемых расходов) на потребительские товары и услуги при увеличении совокупного дохода на единицу:

где D С — прирост потребительского спроса;

D Y — прирост совокупного дохода.

Функция сбережений:

где MPS = (1 – МРС) — предельная склонность к сбережению;

s = (– а) — автономные (т.е. не зависящие от размера дохода) сбережения.

Предельная склонность к сбережению (MPS) показывает, на какую величину изменится объем планируемых сбережений при увеличении совокупного дохода на единицу:

где D S — прирост сбережений;

D Y — прирост совокупного дохода.

Поскольку в простой модели каждая дополнительная единица совокупного дохода распределяется только между приростом потребления и приростом сбережения, то МРС + MPS = 1.

Предельные склонности к потреблению и сбережению необходимо отличать от средних склонностей к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю планируемых потребительских расходов в общем объеме совокупного дохода:

Средняя склонность к сбережению (APS) показывает долю планируемых сбережений в общем объеме совокупного дохода:

Поскольку в простой модели весь совокупный доход распределяется только между потреблением и сбережением, то АРС + APS = 1.

Графическое изображение функции потребительского спроса и функции планируемых сбережений показано на рис. 3.4.

Рис.3.4. Функции потребительского спроса и планируемых сбережений

Факторы, сдвигающие графики функций потребления и сбережений:

• накопленное богатство домохозяйств;

• уровень цен;

• ожидания (будущих цен, доходов, наличия товаров);

• потребительская задолженность;

• налогообложение.

Функция инвестиционного спроса:

I = c – d×r,

где с — автономные инвестиции;

d = D I /D r — эмпирический коэффициент чувствительности инвестиционного спроса к изменению ставки процента; показывает, на какую величину изменится объем инвестиционного спроса при изменении реальной ставки процента на один пункт;

r — реальная ставка процента.

Инвестиционный спрос в кейнсианской модели зависит только от процентной ставки и не зависит от величины совокупного дохода, поэтому объем инвестиций полагается автономным.

Графическое изображение функции инвестиционного спроса показано на рис. 3.5.

Рис.3.5. Функция инвестиционного спроса

Основные направления инвестиций:

• в производство;

• в жилищное строительство;

• в товарно-материальные запасы.

3.3. Макроэкономическое равновесие на рынке товаров

Планируемые расходы — расходы, которые домохозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.

Функция планируемых расходов:

АЕ = С + I,

где АЕ — планируемые расходы.

Равновесие в кейнсианской модели показано на рис. 3.6.

Рис.3.б. Равновесие в кейнсианской модели

В точке е устанавливается макроэкономическое равновесие, которое достигается при равенстве совокупного выпуска и планируемых расходов АЕ = Y * (и равенстве планируемых инвестиций и сбережений I=S).

Если планируемые расходы не равны совокупному выпуску (т.е. между ними существует разрыв), то инвестиционный спрос не равен планируемым сбережениям.

Ситуация в экономике, при которой фактический уровень совокупного выпуска превышает равновесный

Графическое изображение ситуации в экономике, при которой фактический уровень совокупного выпуска превышает равновесный, показано на рис. 3.7.

Рис.3.7. Фактический уровень совокупного выпуска, превышающий равновесный

Перепроизводство значение, на которое объем совокупного выпуска превышает планируемые расходы и, соответственно, на которое планируемые сбережения превышают величину инвестиционного спроса. Следовательно, объем перепроизводства может быть измерен как Y– АЕ или S – I.

В условиях перепроизводства образуется незапланированный излишек непроданной продукции. При негибкости цен предприниматели реагируют на данное событие снижением объема производства. В краткосрочном периоде это достигается увольнением части рабочих. В результате и объем производства, и объем потребительского спроса сокращаются до тех пор, пока объем совокупного выпуска не снизится до своего равновесного значения.

• Ситуация в экономике, при которой фактический уровень совокупного выпуска ниже равновесного

Графическое изображение экономической ситуации, при которой фактический уровень совокупного выпуска ниже равновесного, представлено на рис. 3.8.

Рис.3.8. Фактический уровень совокупного выпуска ниже равновесного

Недопроизводство значение, на которое планируемые расходы превышают объем совокупного выпуска и, соответственно, на которое объем инвестиционного спроса превышает планируемые сбережения. Следовательно, инфляционный разрыв может быть измерен как АЕ – Y или I – S.

В условиях недопроизводства образуется недостаток продукции. При негибкости цен предприниматели реагируют на данное событие увеличением объема производства. В краткосрочном периоде это достигается посредством найма дополнительных рабочих. В результате и объем производства, и объем потребительского спроса увеличиваются до тех пор, пока объем совокупного выпуска не достигнет своего равновесного значения.

Следовательно, в условиях негибкости цен равенство совокупного предложения совокупному спросу устанавливается путем движения совокупного объема производства и дохода к своему равновесному уровню.

Основной вывод кейнсианской модели: состояние макроэкономического равновесия на рынке товаров и услуг (т.е. равенство совокупного спроса и совокупного предложения) совместимо с любым уровнем занятости ресурсов (полным, частичным или избыточным).

• Состояние экономики в период экономического спада

Графически состояние экономики в период экономического спада показано на рис. 3.9.

Рис.3.9. Экономический спад

Во время спада экономической конъюнктуры наблюдается частичная занятость ресурсов, в том числе и рабочей силы (т.е. существует устойчивая безработица). Поэтому фактический объем совокупного выпуска оказывается меньше потенциального, — возникает так называемый разрыв совокупного выпуска, или разрыв ВВП.

Разрыв совокупного выпуска (разрыв ВВП) — разница между значениями потенциального и фактического ВВП.

• Состояние экономики в период экономического подъема

Состояние экономического подъема характеризуют графики, представленные на рис. 3.10.

Рис.3.10. Экономический подъем

Во время подъема («перегрева») экономической конъюнктуры наблюдается избыточная занятость ресурсов. Поэтому фактический объем совокупного выпуска оказывается выше потенциального. Следствием этого является устойчивый рост уровня цен (инфляция).

• Состояние экономики при полной занятости ресурсов

Графическое изображение состояния экономики при полной занятости ресурсов показано на рис. 3.11.

Рис.3.11. Состояние экономики при полной занятости ресурсов

Такое состояние экономической конъюнктуры считается оптимальным, поскольку в экономике отсутствуют безработица и инфляция.

Но в экономике отсутствует внутренний механизм, способный автоматически поддерживать ее в оптимальном состоянии (поскольку цены товаров и ресурсов негибки).

Вывод: для поддержания оптимального состояния экономической конъюнктуры, необходимо вмешательство государства.

Задания

Задание 1. Представлены данные об объеме потребительского спроса С и объеме совокупного дохода Y:

Y, млрд руб.                
С, млрд руб.                

Выведите функцию потребительского спроса и функцию сбережений для данной экономики.

Задание 2. Объем инвестиций в экономике, о которой идет речь в предыдущем задании, равен 30 млрд руб. Определите наличие, размер и характер разрыва (двумя способами), если фактический объем совокупного выпуска составит:

а) 200 млрд руб.;

б) 300 млрд руб.;

в) 500 млрд руб.

Задание 3. Одним из любопытных выводов кейнсианской модели является так называемый «парадокс бережливости». Суть его заключается в том, что если у домашних хозяйств появляется стимул больше сберегать при каждом значении дохода (т.е. увеличивать значение автономных сбережений), то общий объем сбережений в экономике отнюдь не увеличится, а останется прежним. Объясните, почему так получается; поясните на примере, предположив, что в экономике, описанной в предыдущих заданиях, автономные сбережения возросли на 12 млрд руб.

Задание 4. Потребительская функция Кейнса выведена для объяснения с ее помощью так называемого «основного психологического закона». Согласно эмпирическим наблюдениям, при росте дохода доля сбережений в доходе увеличивается. Следовательно, население богатых стран сберегает большую долю дохода, чем население бедных стран. Объясните «основной психологический закон» на основе полученной Кейнсом функции потребительского спроса.

Задание 4. Покажите, используя известную вам из курса микроэкономики модель конкурентного рынка труда, что на таком рынке безработица не может иметь устойчивого характера и потому тезис классической модели об автоматическом поддержании полной занятости ресурсов правомерен, если выполняется предпосылка об абсолютной гибкости заработной платы.

Глава 4 РЕГУЛИРОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

4.1. Цель и основные виды государственной экономической политики

Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики, в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции.

Графическое изображение задач государственной экономической политики в периоды спада и подъема показано на рис. 4.1 (а, б).

Рис.4.1. Задачи государственной экономической политики в периоды спада (а) и подъема (б)

Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 4.1, а) — добиться увеличения объема производства до потенциального уровня и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов.

Государственная экономическая политика, направленная на увеличение объема производства и занятости, называется стимулирующей или расширительной. Такая политика проводится во время экономического спада.

Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 4.1, б) — добиться снижения объема производства до потенциального уровня и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов.

Государственная экономическая политика, направленная на сокращение объема производства и занятости, называется сдерживающей или рестриктивной. Такая политика проводится во время экономического подъема.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — разновидность государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Государственный бюджет совокупность доходов и расходов правительства за определенный период времени (обычно за так называемый бюджетный год, который по длительности равен календарному, но не всегда совпадает с ним).

4.2. Основные инструменты дискреционной фискальной политики. Эффект мультипликатора

Дискреционная фискальная политика проводимое по решению правительства изменение доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

• Изменение объема государственных закупок товаров и услуг

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг D G.

При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на D G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок (рис. 4.2).

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на D G сдвигает функцию планируемых расходов вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение объема государственных закупок имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов D АЕ и совокупного дохода D Y больше, чем исходный прирост государственных закупок D G.

Рис.4.2. Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении стимулирующей фискальной политики

Ø Алгебра мультипликатора государственных закупок.

При наличии государственных закупок товаров и услуг АЕ = С + I + G; тогда в точке равновесия Y=С+I + G. Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • Y и получим:

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что где мультипликатор государственных закупок, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг. Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект даст увеличение любых автономных расходов (государственных закупок G, инвестиционных расходов I или автономного потребления a). Поэтому мультипликатор более расширительно может быть назван мультипликатором автономных расходов. В общем виде: , где А — любой компонент автономных расходов.

Ø Экономический смысл мультипликатора государственных закупок.

При увеличении государственных закупок планируемые расходы увеличиваются на D G. В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход:

Рост совокупного дохода вызовет увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС • D Y 1. Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину:

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС • D Y. Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут:

Аналогично следующее расширение объема производства и совокупного дохода будет:

и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:

Отсюда

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг D G. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на D G благодаря эффекту мультипликатора (рис. 4.3).

Рис.4.3. Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении сдерживающей фискальной политики

Сокращение государственных закупок товаров и услуг на D G сдвигает функцию планируемых расходов вниз и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение в автономных расходах имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов DАЕ и совокупного дохода D Y больше, чем первоначальное сокращение государственных закупок D G.

• Изменение суммы подоходного налогообложения

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов:

Yd = Y – T.

Тогда потребительская функция принимает вид:

С = а + МРС×(Y – T).

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Эффект налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики

Сокращение подоходных налогов на D T увеличивает располагаемый доход домашних хозяйств на ту же величину (). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS • = –MPS • D T и на увеличение потребительского спроса на сумму МРС • = –МРС • D T. В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на МРС • D T, и точка равновесия сместитсяиз положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов DАЕ и совокупного дохода D Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов D T.

Ø Алгебраический вывод налогового мультипликатора.

При наличии подоходных налогов С = а + МРС • (Y – Т).

В точке равновесия Y = С + I.

Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • (Y – Т) и получим:

Y = а + МРС • (Y – Т) + I.

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

где налоговый мультипликатор, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов. Знак «минус» означает, что D Y и D T всегда имеют разные знаки, так как при увеличении подоходного налогообложения совокупный доход сокращается, и наоборот. Поскольку МРС < 1, то налоговый мультипликатор по модулю больше единицы, но меньше мультипликатора государственных закупок.

Ø Экономический смысл налогового мультипликатора.

При сокращении подоходного налогообложения планируемые расходы увеличиваются на МРС • D T. В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход:

Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок:

и т.д.

В общем виде:

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на D T • МРС. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на D T благодаря действию налогового мультипликатора (рис. 4.5).

Рис.4.5. Эффект налогового мультипликатора при проведении сдерживающей фискальной политики

Рост подоходных налогов на D T вызывает снижение располагаемого дохода на ту же величину, а потребительского спроса — на D T ×МРС. В результате функция планируемых расходов сдвигается вниз, и точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2. Увеличение объема подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов DАЕ, объема производства и совокупного дохода D Y по модулю больше чем первоначальное увеличение налогов D T.

Таблица 4.1. Инструменты фискальной политики

Состояние экономики Вид фискальной политики Изменение объема государственных закупок Изменение объема подоходного налогообложения
Экономический спад Стимулирующая Увеличение Сокращение
Экономический подъем Сдерживающая Сокращение Увеличение

4.3. Комбинированная фискальная политика

Комбинированная фискальная политика дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно. Проведение такой фискальной политики может привести к образованию несбалансированности (ненулевому сальдо) государственного бюджета.

Сальдо государственного бюджета — разница между суммой доходов и суммой расходов правительства.

Если в бюджетном году расходы правительства превышали его доходы, то говорят, что государственный бюджет сведен с отрицательным сальдо, или имеет место дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит).

Если в бюджетном году расходы правительства были меньше его доходов, то говорят, что государственный бюджет сведен с положительным сальдо, или имеет место профицит государственного бюджета (бюджетный излишек).

Если в бюджетном году расходы правительства были равны его доходам, то говорят, что государственный бюджет сведен с нулевым сальдо, или имеет место сбалансированный государственный бюджет.

• Воздействие одновременного изменения государственных закупок и подоходных налогов на объем производства и совокупный доход

Каждое из этих фискальных мероприятий окажет свое воздействие на объем производства и совокупный доход:

где — D YG изменение совокупного дохода, вызванное изменением государственных закупок; D YT — изменение совокупного дохода, вызванное изменением подоходных налогов.

Конечное изменение объема производства и совокупного дохода, очевидно, будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:

• Комбинированная фискальная политика и проблема сбалансированности бюджета

В период экономического спада комбинированная стимулирующая фискальная политика заключается в одновременном увеличении государственных закупок товаров и услуг и сокращении объема подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению доходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный дефицит.

Следует ли его избегать?

Предположим, что правительство желает стимулировать рост объема производства и занятости посредством увеличения государственных закупок, избегая при этом образования бюджетного дефицита. Тогда необходимо следовать правилу D G = D T.

Итоговое изменение объема производства и совокупного дохода будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:

Поскольку по условию D G = D T, то

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, что равнозначно отсутствию мультипликационных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность политики государственных расходов.

Вывод: во время экономического спада комбинированная фискальная политика будет тем эффективней, чем большим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

• Способы финансирования бюджетного дефицита

Существуют следующие способы финансирования бюджетного дефицита:

• эмиссионное финансирование;

• долговое финансирование.

Эмиссионное финансирование заем денег у центрального банка. Положительная сторона — не сокращает экономическую активность частного сектора; отрицательная сторона — связан с увеличением денежной массы и потому является потенциальным источником инфляции. Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также инфляционным.

Долговое финансирование заем денег у населения путем выпуска облигаций государственного займа. Положительная сторона — отсутствие потребности в дополнительной эмиссии денег. Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также неинфляционным; отрицательная сторона — сокращение экономической активности частного сектора.

При наличии налогов совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:

Y = Yd + T = C + S + T.

Следует заметить, что в условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G,

отсюда

С + S + T = С + I + G,

или

S = I + (G – Т) = I + Дефицит государственного бюджета.

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, — из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора.

Аналогично в период экономического подъема комбинированная стимулирующая фискальная политика заключается в одновременном сокращении государственных закупок товаров и услуг и увеличении объема подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению доходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек.

Вывод: во время экономического подъема комбинированная фискальная политика будет тем эффективней, чем большим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

4.4. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов) фискальное законодательство, сформулированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель — встроить в экономику механизмы, которые влияют следующим образом:

а) ослабляют колебания производства и занятости;

б) без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема — сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики — ослабить колебания совокупного спроса и дохода (тогда как задача дискреционной политики — устранить негативные последствия этих колебаний).

Наиболее широко распространенные виды встроенных стабилизаторов:

1. Система прогрессивного налогообложения доходов домохозяйств.

2. Система пособий по безработице.

3. Поощряемая правительством система участия наемных работников в прибылях.

4. Система фиксированных дивидендов и др.

• Подоходное налогообложение в качестве встроенного стабилизатора

Ставка налога (налоговая ставка) – доля налоговых отчислений Т в общем объеме налогооблагаемого дохода.

• Если по мере роста дохода налоговая ставка увеличивается, то такой налог называется прогрессивным. В России примером прогрессивного налога может служить подоходный налог.

• Если по мере роста дохода налоговая ставка уменьшается, то такой налог называется регрессивным. В России примером регрессивного налога служит любой косвенный налог (НДС, пошлины, акцизы и т.п.).

• Если при любом значении дохода налоговая ставка остается неизменной, то такой налог называется пропорциональным. В россии примером пропорционального налога служит налог на прибыль.

• Стабилизирующее воздействие подоходного налогообложения

Поскольку при пропорциональном налогообложении налоговая ставка постоянна и не зависит от размера дохода, то формула, описывающая зависимость объема налоговых отчислений от дохода, выглядит следующим образом:

T = t × Y.

Тогда функция потребления будет иметь следующий вид:

1. Во время экономического спада, когда совокупный доход Y снижается, сумма налоговых отчислений tY автоматически сокращается. Это оказывает стимулирующее действие на экономику без специальных решений правительства. Аналогично, во время экономического подъема, когда совокупный доход Y чрезмерно увеличивается, сумма налоговых отчислений tY автоматически возрастает, что воздействует на экономическую конъюнктуру сдерживающим образом без специальных решений правительства.

Еще более эффективным встроенным стабилизатором является прогрессивное налогообложение, поскольку в этом случае во время спада налоговая ставка снижается, а во время подъема — увеличивается. В результате колебания располагаемого дохода будут не такими сильными, как колебания совокупного дохода. Колебания потребительских расходов будут, таким образом, смягчены.

2. Введение подоходного налогообложения уменьшает величину мультипликатора автономных расходов. Это ослабляет воздействие шоков совокупного спроса (в первую очередь инвестиционных шоков) на объем производства и совокупный доход.

• Мультипликаторы при наличии встроенных стабилизаторов

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются.

Налоговая функция принимает вид:

где Ta — объем автономных (т.е. не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений.

Тогда потребительская функция С = а + МРС • (Y – Ta – tY).

В точке равновесия Y = С + I + G.

Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • (Y – Ta – tY) и получим:

Решим уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

где мультипликатор автономных расходов (в т.ч. государственных закупок) при наличии встроенных стабилизаторов.

Ясно также, что

налоговый мультипликатор при наличии встроенных стабилизаторов.

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов (табл. 4.2) величина мультипликатора автономных расходов снижается, что ослабляет влияние шоковых изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и совокупного дохода (рис. 4.6).

Таблица 4.2. Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии встроенных стабилизаторов

Рис.4.6. Результат смягчения колебаний совокупного дохода, вызванных колебаниями инвестиционного спроса, с помощью системы встроенных стабилизаторов

4.5. Статистические материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow