Либерализация внешнеторгового режима предусматривает самостоятельность действий субъектов рыночных отноше-ний при государственном контроле за их поведением при осуществлении поставок на внешний рынок. Основной задачей контроля государства является прежде всего своевременный возврат валютной выручки в Россию.
Законодательные и нормативные акты, положенные в основу действий Центрального банка и ГТК, приняты в основном в период 1991 – 1995 гг. Основными из них являются:
1. Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время ФЗ 2004 г.
2. Указ Президента от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».
3. Закон РФ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; ФЗ «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности».
4. Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.
Законами определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, исполь-зования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Законами рег-ламентированы общие понятия и правила: валютные ценности, валюта РФ и иностранная валюта, валютные операции, рези-денты, нерезиденты, уполномоченные банки и т.д. В законодательных актах и инструкциях отражен порядок обязательной продажи предприятиями части валютной выручки и формирования валютного фонда РФ.
|
|
Принятие указанных документов явилось первым реальным шагом по пути создания механизма контроля за репатриа-цией (возврат на родину) валютной выручки предприятиями-экспортерами. Схема контроля сложна, так как должна связать в единую цепочку всех субъектов сделки: «экспортер – таможня – банк». Введена контрольная документация, которая дает возможность проследить прохождение товаров через границу, а затем поступление валютной выручки в Россию. Банки при этом выполняют роль агентов валютного контроля.
Экспортный контроль государства, кроме того, обеспечивает пресечение деятельности недобросовестных предприятий-экспортеров, торговая практика которых приводит к введению в странах-импортерах антидемпинговых или иных ограничи-тельных мер в отношении российских товаров.
Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров оговорен Инструкцией ЦБ РФ от 12.10.1993 и ГТК РФ от 12.10.1993.
В соответствии с «Инструкцией …» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Выполнение указанного положения осуществляется системой мер, регламентирующих действия экспортеров, органов и агентов валютного контроля, а именно:
|
|
1. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки (ПС), подписываемый одним упол-номоченным банком, на транзитный счет в который должна поступать вся валютная выручка от импортера-нерезидента от экспорта товара по контракту.
2. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:
а) соответствие сведений условиям контракта;
б) зачисление выручки от экспорта на транзитный счет в Банк, куда представлен ПС.
3. С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на обслуживание (контроль за поступлением валютной выруч-ки).
Основанием для отказа в подписании ПС для Банка являются условия:
– несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
– несоответствие валютных операций контракта требованиям действующего законодательства РФ;
– оформление ПС с нарушением требований;
– наличие в контракте условий, являющихся основанием для зачисления валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
– отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ.
Таможенное оформление экспортных товаров производится в следующем порядке:
1) до предоставления товаров таможенным органам экспортер получает ксерокопию ПС (оригинал хранится в Банке);
2) таможенные органы принимают товары к таможенному оформлению только при предъявлении, наряду с обязатель-ными документами, ксерокопий ПС и ГТД;
3) таможенные органы сверяют соответствие всех данных в документах: ПС, ГТД и др., всех подписей, печатей;
4) при соответствии всех документов, лицо таможенного органа подписывает копию ПС, ГТД и ставит личную номер-ную печать;
5) копия ГТД с подписью и личной печатью должностного лица передается экспортеру;
6) экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров представляет в Банк копию ГТД;
7) ФТС на основании ГТД составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступле-ния валютной выручки;
8) банк в соответствии с разработанной системой прохождения документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.
ФТС РФ как орган валютного контроля, а также иные таможенные органы при осуществлении им функций агентов ва-лютного контроля имеют право:
– не производить выпуск товаров в случаях предоставления ПС, оформленного с нарушением требований инструкции;
– запрашивать у экспортеров и Банков документы и информацию об осуществлении ими валютных операций, связан-ных с перемещением через таможенную границу товаров;
– выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством.
Соответствующие разделы инструкции предусматривают ответственность Банков, экспортеров за нарушение указанных в документе требований.