Государственное регулирование внешней торговли

Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами в целях:

1. Обеспечения экономического роста страны;

2. Выравнивание структуры платёжного баланса;

3. Обеспечение стабильности национальной валюты;

4. Сохранение политической и экономической независимости страны;

5. Оборонная способность страны.

Внешнеторговая политика государства состоит из стратегических и тактических средств.

Стратегия внешнеторговой политики заключается в определении целей и решении главных вопросов регулирования внешней торговли. Главная задача состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективности отечественного бизнеса с учётом факторов интернационализации предприятий, деятельности ТНК и глобализация экономики.

Тактический аспект внешнеторговой политики государства заключается в совокупности конкретных методов и средств реализации принятой стратегии.

Выделяют 2 направления внешнеторговой политики: протекционизм и либерализм.

Протекционизм – это политика государства, направленная на политику отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники протекционизма указывают на следующие аргументы:

1.обеспечение обороноспособности страны;

2.обеспечение занятости населения;

3.достижение более современной структуры экономики;

4.защита национальной экономики от демпинга.

Либерализм – наоборот предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономическим связям.

Протекционизм и либерализм - это крайние проявления внешнеторговой политики. В целом же в мировой торговле господствуют смешанные, комбинированные формы внешнеторговой политики.

Тактические методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

В соответствии с международной классификацией выделяют основные восемь методов:

1. Тарифные меры – это импортные, экспортные и транзитные пошлины; таможенные пошлины – это фактически своеобразный налог на ввоз иностранного товара. В соответствии со способом расчёта они подразделяются на: адвалорные – в виде процента от таможенной стоимости;

специфические – в абсолютном выражении от единицы измерения товара;

комбинированные – комбинация процента и абсолютного выражения.

2. Паратарифные меры – это виды платежей помимо таможенных пошлин, которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К числу паратарифных методов относятся акцизы и налог на добавленную стоимость, в некоторых странах это налог на защиту растений, сбор при ввозе пластиковых контейнеров.

3. Меры контроля за ценами – сюда входят антидемпинговые меры и компенсационные меры.

4. Финансовые меры – это особые правила совершения валютных операций.

5. Метод количественного контроля – установление ограничений (квот) на ввоз и вывоз определённых товаров.

6. Автоматическое лицензирование – для ввоза и вывоза некоторых товаров требуется получение соответствующего документа (лицензий). За данными товарами осуществляется мониторинг, в случае необходимости с его помощью вводятся ограничения.

7. Монополистические меры – в отдельные периоды времени государство устанавливает свою монополию на торговлю какими-либо товарами.

8. Технические барьеры – осуществление контроля над товарами в соответствии со стандартами безопасности и качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: