Заключение. Двадцатое столетие, с его стремлением все разложить на части и проанализировать, не могло не проявить пристального интереса к древнему искусству орнамента –

Двадцатое столетие, с его стремлением все разложить на части и проанализировать, не могло не проявить пристального интереса к древнему искусству орнамента – чуть ли не первой форме эстетического преобразования человеком окружающего мира.

Известно, что искусство все время развивается. На старые технологии постоянно наслаиваются все более совершенные, все более прихотливо используются старые формы. А изменяется ли со временем искусство орнамента? Кажется, что древнеегипетский или древнерусский орнаменты уже совершенны и не склонны к дальнейшим превращениям и развитию. Однако в середине XX века пришел из математики в искусство М. Эшер (1898-1972) и удивил мир созданием невиданных ранее орнаментов. Ящерицы и птицы, рыбы и люди переплетены в его графических листах в плотные, математически строгие узоры. И довольно скоро стало очевидно, что XX столетие, столь явно тяготеющее к точным наукам, ярче всего выразилось именно в этих узорах. Более того, сегодня понятно, что мировоззрение народа, его своеобразие ярче всего выявляется именно в орнаментальных композициях, которые заведомо предполагают высокий уровень осмысления мира.

В XIX веке лишь отдельные исследователи собирали образцы орнаментального искусства в рамках этнографии. В XX же веке ученые самых разных специальностей начали заниматься изучением орнамента во всем его многообразии: в бытовых предметах древних культур, в поэзии и музыке, в архитектуре и танце.

В орнаменте стали видеть нечто большее, чем просто украшение. В основе любого орнамента лежит строгая ритмическая закономерность. А поскольку разнообразные ритмы составляют самую суть любого произведения искусства, то каждое из них можно рассмотреть в качестве своеобразного орнамента. Так поступали практически все конструктивистские и абстракционистские направления в искусстве XX века. Художники этих направлений разлагали живое впечатление на мельчайшие составные части и затем складывали из них живописное полотно, скульптурный объем, архитектурное пространство, танец или кинофильм. Более того, сегодня, в самом начале XXI века, уже можно определить самую глубинную особенность мышления человека прошедшего столетия — орнаментальность. Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину.

В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности.

Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Через ритмы, их строгое упорядочивание (или лучше сказать, через их чуткое восприятие) в орнамент входит математика. Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента – искусствоведы или математики. В понимании структуры и технологии создания (восприятия) орнаментов математики, пожалуй, достигли большего. Ведь математическая правильность, чисто численные соотношения, входят в самую суть искусства орнамента, становятся выразительным средством. Вдумайтесь, это очень характерно для искусства XX века: “Число становится выразительным средством”.

Повсеместность симметрии кажется странной, если не видеть того, что симметрия является самой сутью нас самих и того мира, в котором мы живем. Симметрично тело человека, симметрична его жизнь. Будущее и прошлое симметричны по отношению к настоящему. “Нижний мир” является симметричной изнанкой “Верхнего мира”. Причудливые узоры причин и следствий всех наших поступков также необычайно симметричны.

Основными видами симметрии, которые в полной мере использовались в орнаментах уже древних эпох, являются отражение, поворот и перенос. Символом симметрии и сегодня остается зеркальная симметрия (отражение).

Детские игрушки-вертушки и русские хороводы, греческий меандр и ракоходное движение мелодии в строгом полифоническом стиле – все это выражение симметрии поворота. Сам узор остается прежним, изменилась лишь точка зрения на него. Это изменение и отражают орнаменты, построенные на симметрии поворота.

Чаще других встречающийся вид симметрии, который мы в обыденной жизни и за симметрию-то не принимаем, – перенос (трансляция). Практически все действия человека (внешние и внутренние) являются переносом простых элементарных движений тела или души.

Мы пересказываем кому-то интересную историю, надеваем понравившийся на другом наряд, думаем так, как нас научили в школе, просто шагаем по улице – все это переносы.

И, наверное, стоит сказать, что три основных вида симметрии просто необходимы нам в нашей повседневной психической жизни. С помощью поворота мы как бы выгораживаем “свое пространство”, “свое время”, “свой мир”, ставя себя в центр, считая себя осью поворота. Пользуясь отражением, мы можем взглянуть на себя со стороны. А при помощи переноса осваиваем окружающий мир, расширяя, по мере возможности, свой собственный.

Приложение

Литература:

1. Жеребцов И.Л. “Населенные пункты республики Коми”, Историко-демографический справочник, Москва, 2001г.

2. “Геральдика Земли Коми”, национальный музей РК, составитель Ананьина Э.А.

3. “Связь времён”, сост. Жеребцов И.Л. и Курочкин М.И., Фонд “Покаяние”, Сыктывкар, 2000г.

4. СЫКТЫВКАРинфо – http://www.syktyvkar.komi.ru

5. Энциклопедия “Республика Коми”, КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999г.

6. “Республика Коми. Административно-территориальное деление”, Президиум Верховного совета республики Коми, Сыктывкар, 1992г.

7. Климова Г. “Текстильный орнамент Коми”, Сыктывкар, 1984г.

http://festival.1september.ru/articles/622614/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: