Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Информация должна содержать сведения для:
Оценки финансового состояния, Оценки потока денежных средств, Принятия инвестиционных решений
Основными пользователями финансовой отчетности выступают:
инвесторы; кредиторы; профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату; заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства; государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств; население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом; деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли.
Стороны, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.
Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.
Рис. 1 Пользователи финансовой отчетности
Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляющему объекту можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:
1. Деловая информация, обслуживающая сферу бизнеса:
макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики); финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков); биржевая (о котировках на фондовом рынке); коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.); статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов); деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса). 2. Научная и профессиональная информация. 3. Социально-политическая и правовая информация. 4. Массовая и потребительская информация.
Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.
Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:
1. по экономическому содержанию:
данные управленческого учета; различные сметы и бюджеты; плановые и оперативные данные о производстве и реализации; данные о закупках и расходование сырья; данные об издержках и пр.
2. по источникам формирования:
бухгалтерия; финансовый отдел и другие.