double arrow

Проблема общения в трудах Б. Г. Ананьева.

В своих трудах, выполненных на стыке философии и психологии, он последовательно проводит мысль о том, что в своем повседневном бытие человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром, но и с людьми. Эти отношения устанавливаются и развиваются в деятельности – познании, общении, труде, игре, учении и других ее видах.

Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Ананьев одним из первых указал на многоуровневую иерархическую и многомерную организацию этого явления, требуя в соответствии с этим выделить в общении макро-, мезо- и микроуровни: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, то ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

Характеризуя основные составляющие общения, Ананьев помимо речевых и неречевых, невербальных средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга.

При анализе условий общения, от которых зависит поведение человека в общении, Ананьев много внимания уделяет конкретным составляющим и детерминантам этого процесса: это прежде всего уровень социальной зрелости групп и коллективов, в которых реализуется общение, особенности стиля руководства, а также индивидуальные характеристики людей, вступающих в общение, и их так называемая идейная совместимость. Кроме того, Ананьев убедительно доказал, что степень включенности человека в общественные отношения, интенсивность и характер реализующихся в общении его социальных связей являются ведущими факторами, определяющими творческий диапазон и в первую очередь творческое долголетие личности.

9.Соотношение категорий общения и деятельности в отечественной психологии.

По вопросу соотношения категорий деятельности и общения продолжается конфликт методологического характера. Основное противостояние имеет место между научными позициями, занимаемыми А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым. В трактовке А. Н. Леонтьева общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо, наконец, одной из сторон деятельности. Отстаивая эту позицию, ее сторонники указывают на то, что к процессам общения приложимы многие закономерности, категории и понятия, относящиеся к предметно-практической деятельности. Общение, например, как и деятельность, представляет собой активный процесс, характеризуется целью и результатом, решает ряд задач, мотивированно построено на принципе обратной связи с собеседником и т. д.

Позиция Б. Ф. Ломова базируется на следующих аргументах:
А. Противопоставление деятельности и общения - это методологическое недоразумение, выросшее из недоопределенности этих базовых категорий:
- если понимать общение как активность вообще, то ее следует отнести к категории деятельности;
- если понимать общение как деятельность в сложившемся в психологии ее более узком смысле (субъектно-объектные отношения), то это приводит к чрезмерному упрощению и обеднению содержания категории «общение».

Б. Поток сменяющих друг друга индивидуальных видов деятельности, понимаемых именно как отношения «субъект - объект», не есть человеческое 6ытие Такие отношения составляют важную, но все же одну из сторон его бытия. Человеческое бытие - это сложная система отношений человека со всем окружающим его миром.

В. Общение есть специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в рамках которой осуществляется взаимный обмен индивидуальными видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, интересами, установками, чувствами. Поэтому общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психи ческого ее структуры, динамики и развития. В актах общения осуществляется как бы презентация внутреннего мира человека другим людям.

Д. В совместной деятельности общение выступает как главное условие и способ формирования совокупного субъекта деятельности. Оно обеспечивает этого субъекта новой системой качеств, отличающихся от качеств индивидов, входящих в его состав: умениями обмениваться информацией, планировать и координировать совместные действия, осуществлять взаимный контроль и взаимное стимулирование и др.

Е. Основания для дифференциации категорий деятельности и общения следует искать в различиях тех отношений, которые проявляются в них, а не в мере совпадения этих категорий.

Ж. Категории деятельности и общения нельзя противопоставлять и рассматривать как независимые. Они не просто взаимосвязаны, но и могут переходить друг в друга. Например, преподавательская деятельность строится по законам общения и использует средства и способы, характерные для общения. Вместе с тем, например, театральное представление строится по законам деятельности и использует действия, характерные для деятельности в качестве средств и способов общения. Зачастую внутри самой деятельности много времени занимают процессы общения, которые в данном случае трудно назвать деятельностью. Здесь их главная роль состоит в формировании деловых и межличностных отношений людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: