Понятие сбалансированного бюджета. Профицит бюджета. Теоретические подходы к сущности дефицита бюджета

Тема: Сбалансированность бюджета.

1. Понятие сбалансированного бюджета. Профицит бюджета. Теоретические подходы к сущности дефицита бюджета.

2. Причины возникновения дефицита бюджета. Виды дефицита бюджета.

3. Предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней.

4. Виды и источники финансирования дефицита бюджета.

5. Профицит бюджета.

Понятие сбалансированного бюджета. Профицит бюджета. Теоретические подходы к сущности дефицита бюджета.

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет де­фицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюдже­та). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равно­весие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Финансовая наука до 30-х годов нашего столетия считала основным принципом бюджета его бездефицитность, ежегодное равновесие дохо­дов и расходов (принцип бюджетного равновесия). Последователи кон­сервативной бюджетной политики (представитель Ф.Нитти) признавали только политику «здоро­вых финансов» - ежегодно сбалансированного бюджета.

Сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполне­нии бюджета считалось символом благополучия государства и нации, первоочередной целью финансовой политики. Например, министр финансов царской России С.Ю.Витте писал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственной росписи». Это означало, что объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и. наобо­рот, объем налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером финансовых средств, необходимых государству для выполне­ния своих функций. Колебания в ту или другую сторону, и особенно в сторону превышения расходов над доходами, рассматривались как не­гативные и крайне опасные явления.

На такую опасность указывал так­же крупный российский государственный деятель М.М.Сперанский в своей программе финансовых преобразований в России, которая называлась «Планом финансов» (1810). Он обоснованно считал, что увеличение расходов государства следует производить при одно­временном поиске источников их покрытия.

По мнению профессора М.И.Боголепова, бюджет, выступая планом хозяйственной деятельности государства на предстоящий год, определяет виды и размер потребностей государства и указывает источники покрытия этих потребностей. Это дает возможность вносить изменения в ту или иную часть бюджета в целях его сбалансирования. Однако на практике очень сложно достичь бюджетного равновесия. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: