Причины возникновения дефицита бюджета. Виды дефицита бюджета

Причины возникновения дефицита бюджета:

- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета. В экономической литературе бюджет классифицируют по следующим признакам:

1. В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

Основными причинами возникно­вения дефицита консолидированного бюджета РФ служат чрезвычай­ные обстоятельства, кризис в экономике и действия правительства, на­правленные на его преодоление. На региональном и местном уровнях причинами возникновения дефицита бюджета выступают:

- существующая практика централизации в федеральном (региональном) бюджете высокой доли доходов, формируемых на местах;

- передача имущественных, хозяй­ственных полномочий с вышестоящего органа управления на ниже­стоящий, которая не сопровождается адекватной передачей им дополни­тельных финансовых источников;

- перекладывание дефицита федерального бюджета на нижестоящие бюджеты.

2. По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

В основе первого вида дефицита лежат чрезвычайные обстоятельст­ва (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться.

Кризисные и антикризисные дефициты бюджета вызваны кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере и мерами по его ликвидации.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в резуль­тате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого рода дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, задействования различных форм и методов межбюджетных отношений.

3. По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефицит.

Случайный дефицит бюд­жета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (времен­ных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассо­вым дефицитам подвержены те бюджеты, которые находятся в высокой зависимости от одного источника дохода или же источники поступле­ний имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество с физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный дефицит возникает не из-за случайной временной задержки поступ­лений доходов в бюджет и опережающего финансирования расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

4. По отношению к плану дефицит бюджета различают:

- заранее закладываемый в закон о бюджете на следую­щий финансовый год (плановый)

- внеплановый (случайный, но не всегда кассо­вый).

Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокраще­ния объема поступлений доходов (падение цен на нефть, девальвация рубля и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, не­урожаи,. засуха, рост цен т.п.) в отчетном году. Для его финансирования могут использоваться средства различных резервных, страховых, фондов и проводятся другие оперативные мероприятия.

5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический (систематический) и временный (периодический).

Хро­нический дефицит возникает из года в год в течение продолжительного периода времени. Основными причинами его существования являются длительный цикл экономического кризиса, неумелая эко­номическая политика, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвы­чайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на деся­тилетия без срока окупаемости.

Временный (периодический) дефицит бюджета имеет продолжительность в несколько месяцев или год или может повторяться через 3-5 лет. Причинами его возникновения являются не кризисные явления в экономике, а ряд объективных (сти­хийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и про­гнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин.

Задача органов власти заключается в том, чтобы не допустить трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и дешевыми источниками заемных средств.

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

Первый тип дефи­цита характеризуется привлечением таких источников его финансиро­вания, которые инициируют инфляционные процессы в обществе. К ним относятся: эмиссия денег; заимствования у Центрального банка РФ (т.е. получение кредитов), что равносильно росту массы денег в обращении; повышение уpoвня налоговых изъятий в бюджет, в основном, через механизм косвенного налогообложения.

Для финансирования второго типа дефицита бюджета привлекаются источники, не вызывающие инфляционных процессов в экономике. Например, выпуск и размещение ценных бумаг.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета. Существуют две методики оценки дефицита бюджета: Министерства финансов РФ и МВФ.

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным (методика Минфина).

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами, в которые включены проценты по обслуживанию гос.долга называется вторичным (методология МВФ).

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны. Это означает вывоз национального богатства за рубеж, расширение участия государства на финансовом рынке, в результате которого повышаются реальные процентные ставки по кредитам, ценным бумагам и т. п. Кроме того, в результате изъятия свободных денежных средств населения и субъектов хозяйствования, сужаются возможности последних в проведении долгосрочной инвестиционной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: