Причины возникновения дефицита бюджета:
- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;
- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;
- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.
Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета. В экономической литературе бюджет классифицируют по следующим признакам:
1. В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а также консолидированных бюджетов разных уровней.
Основными причинами возникновения дефицита консолидированного бюджета РФ служат чрезвычайные обстоятельства, кризис в экономике и действия правительства, направленные на его преодоление. На региональном и местном уровнях причинами возникновения дефицита бюджета выступают:
|
|
- существующая практика централизации в федеральном (региональном) бюджете высокой доли доходов, формируемых на местах;
- передача имущественных, хозяйственных полномочий с вышестоящего органа управления на нижестоящий, которая не сопровождается адекватной передачей им дополнительных финансовых источников;
- перекладывание дефицита федерального бюджета на нижестоящие бюджеты.
2. По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.
В основе первого вида дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться.
Кризисные и антикризисные дефициты бюджета вызваны кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сфере и мерами по его ликвидации.
Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого рода дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, задействования различных форм и методов межбюджетных отношений.
3. По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефицит.
Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые находятся в высокой зависимости от одного источника дохода или же источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество с физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.
|
|
Действительный дефицит возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего финансирования расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.
4. По отношению к плану дефицит бюджета различают:
- заранее закладываемый в закон о бюджете на следующий финансовый год (плановый)
- внеплановый (случайный, но не всегда кассовый).
Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть, девальвация рубля и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи,. засуха, рост цен т.п.) в отчетном году. Для его финансирования могут использоваться средства различных резервных, страховых, фондов и проводятся другие оперативные мероприятия.
5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический (систематический) и временный (периодический).
Хронический дефицит возникает из года в год в течение продолжительного периода времени. Основными причинами его существования являются длительный цикл экономического кризиса, неумелая экономическая политика, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без срока окупаемости.
Временный (периодический) дефицит бюджета имеет продолжительность в несколько месяцев или год или может повторяться через 3-5 лет. Причинами его возникновения являются не кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин.
Задача органов власти заключается в том, чтобы не допустить трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и дешевыми источниками заемных средств.
6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и неинфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.
Первый тип дефицита характеризуется привлечением таких источников его финансирования, которые инициируют инфляционные процессы в обществе. К ним относятся: эмиссия денег; заимствования у Центрального банка РФ (т.е. получение кредитов), что равносильно росту массы денег в обращении; повышение уpoвня налоговых изъятий в бюджет, в основном, через механизм косвенного налогообложения.
Для финансирования второго типа дефицита бюджета привлекаются источники, не вызывающие инфляционных процессов в экономике. Например, выпуск и размещение ценных бумаг.
7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета. Существуют две методики оценки дефицита бюджета: Министерства финансов РФ и МВФ.
Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным (методика Минфина).
Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами, в которые включены проценты по обслуживанию гос.долга называется вторичным (методология МВФ).
|
|
Наиболее опасным для финансово-экономического состояния государства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вызванный обслуживанием внешнего долга страны. Это означает вывоз национального богатства за рубеж, расширение участия государства на финансовом рынке, в результате которого повышаются реальные процентные ставки по кредитам, ценным бумагам и т. п. Кроме того, в результате изъятия свободных денежных средств населения и субъектов хозяйствования, сужаются возможности последних в проведении долгосрочной инвестиционной политики.