Результаты исследования

Типичные познавательные реакции восприятия. На первом этапе исследования было важно установить, действительно ли разные испытуемые по-разному воспринимают оптическую иллюзию “субъективных контуров” и какие виды реакций при этом возможны.

Уже первые экспериментальные результаты убедительно продемонстрировали, что реакции испытуемых на предъявляемый им стимульный материал были различными. Выделялись следующие типичные реакции:

— правильное выделение контура иллюзорного изображения;

— подмена контура случайной точкой на изображении;

— подмена контура изображения границами экспериментальной карточки;

— выделение отдельных разрозненных деталей иллюзорного изображения;

— смешение деталей иллюзорного изображения и окружающих помех;

— незавершенный контур иллюзорного изображения;

— множественные контуры на одной и той же экспериментальной карточке;

— круговые движения как внутри, так и за пределами экспериментальной карточки (рис. 2а—2g).

Особенности восприятия и уровень развития познавательной деятельности испытуемых. На втором этапе исследования было необходимо установить связь между особенностями восприятия испытуемых и общим уровнем развития их познавательной деятельности. Для этого по результатам

предварительного и многостороннего изучения детей на основании психолого-педагогических наблюдений, независимых экспертных оценок учителей по общеобразовательным и специальным предметам и психолога, а также итогов выполнения теста Равена “Прогрессивные матрицы” были образованы шесть групп детей по 10 испытуемых в каждой группе:

1) хорошо успевающие учащиеся без нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере;

2) хорошо успевающие учащиеся с некоторыми слабо выраженными отклонениями

в эмоционально-волевой сфере (застенчивость, тревожность, утомляемость, реактивность, упрямство), не препятствующими педагогическому процессу;

3) средне успевающие учащиеся с некоторыми слабо выраженными отклонениями в эмоционально-волевой сфере, не препятствующими педагогическому процессу;

4) учащиеся с неровной успеваемостью и заметными отклонениями в эмоционально-волевой сфере, осложняющими педагогический процесс;

5) учащиеся с изменениями познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы, замедляющими педагогический процесс;

6) учащиеся с предварительно поставленным диагнозом “олигофрения”, глубокими изменениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере, препятствующими нормальному педагогическому процессу.

Эксперимент выявил типичные для данных групп испытуемых особенности восприятия. В группе 1 преобладали правильные реакции. В группе 2 наблюдались единичные случаи выделения отдельных деталей изображения и смешения деталей изображения с помехами. В группе 3 заметно возросло количество реакций с выделением изолированных деталей и смешением их с помехами. В группе 4 наблюдалось значительное количество реакций, в которых смешивались детали изображения и посторонние помехи. В группе 5 еще более возросло количество реакций со смешением существенных деталей и помех, а также выявлялись незавершенные реакции. В группе 6 наблюдались реакции с множественным иллюзорным контуром на одном и том же изображении, а также нецеленаправленные круговые движения внутри и за пределами экспериментальной карточки (по всему экрану компьютера).

По мере роста проблем в обучении увеличивается количество “неправильных” ответов, свидетельствующих о нарушении аналитико-синтетической деятельности восприятия как познавательного процесса.

Данные корреляционного анализа реакций восприятия иллюзии и результатов выполнения теста прогрессивных матриц Равена (детский вариант) приведены в таблице.

Результаты корреляционного анализа показали, что существует значимая связь между количеством правильных познавательных реакций при возникновении иллюзии “субъективных контуров” и результатами выполнения теста Равена. Данная зависимость по граничным оценкам коэффициента являлась полностью надежной и статистически значимой. Коэффициент становился несколько меньше в случае выявления у учащихся временных проблем в обучении.

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: