Коэффициенты корреляции между реакциями восприятия иллюзии и результатами выполнения теста Равена в различных группах испытуемых

Норма интеллекта Слабые признаки астении Средний уровень обучаемости Сниженный уровень обучаемости Динамические проблемы в обучении Стойкие проблемы в обучении
0,89 0,86 0,75 0,76 0,65 0,85

Интерпретация видов познавательных реакций при восприятии иллюзий субъективных контуров. Сопоставительный анализ показал, что различные виды познавательных реакций при возникновении иллюзий в разных группах испытуемых были не случайными. В группе учащихся с хорошими познавательными способностями наблюдались правильные познавательные реакции восприятия. Эти испытуемые быстро и четко выделяли иллюзорный объект восприятия, не отвлекаясь на посторонние помехи и несущественные детали, которые присутствовали на экспериментальных карточках. Общая познавательная деятельность этих испытуемых также была четко и эффективно организована. Учителя высоко оценивали их учебную деятельность.

В группе, где у учащихся наблюдались отдельные и слабо выраженные нарушения в эмоционально-волевой сфере, испытуемые допускали одну-две ошибки при восприятии иллюзорных объектов. Типичными ошибками были выделение отдельных деталей изображений вместо целостного контура и/или смешение существенных для восприятия деталей и посторонних помех в единый объект. Подобное соскальзывание в процессе выполнения заданий могло объясняться определенным уровнем астенизации данных испытуемых, что приводило к временному рассеиванию внимания и появлению эпизодической ошибки.

Учащиеся со средней и неровной успеваемостью по разным предметам допускали немалое количество ошибок при восприятии иллюзорных объектов, смешивая существенные детали и посторонние помехи. Показательно то, что смешение главного и второстепенного было характерным для учебной деятельности данных испытуемых в целом. Учителя отмечали, что эти учащиеся затруднялись выделить главную мысль в изучаемом параграфе учебника, а предпочитали пересказывать выученный текст урока целиком. В ряде случаев учащиеся показывали контур изображения не до конца, т.е. не завершали решение познавательной задачи, торопливо сделав лишь несколько движений указкой. Подобная торопливость и незавершенное решение познавательной задачи были также характерны для них в учебной работе.

Количество неправильных ответов при восприятии иллюзорных объектов еще более возрастало в группе учащихся с временными, но серьезными проблемами в обучении (задержкой психического развития).

Учащиеся со стойкими проблемами в обучении (олигофрения) не только допускали наибольшее количество ошибок при восприятии иллюзорных объектов, но и в ряде случаев “видели” на одной и той же экспериментальной карточке несколько вариантов изображений. При этом они объясняли, что можно показать изображение “так, или вот так, или еще вот так” и т.п.). Это означало, что у данных испытуемых отсутствовало четкое представление о конечном познавательном результате, который был неясным, расплывчатым и изменчивым во всей их познавательной деятельности. По выражению одного из учителей, эти школьники “учили урок, не зная, для чего они это делают”. В наиболее тяжелых случаях с глубокими изменениями познавательной деятельности испытуемые совсем не выделяли познавательный объект. В этих случаях они совершали бессмысленные круговые движения указкой. В случае стойких нарушений познавательной деятельности у испытуемых

выявлялись также признаки психопатии. При этом обнаруживались расщепленные и разорванные познавательные образы без собственного отношения к познавательной задаче, импульсивные и нецеленаправленные познавательные реакции [3]. Эти особенности познавательной деятельности также выявлялись в познавательных реакциях восприятия иллюзорных объектов.

Данные особенности восприятия не случайны. Вероятно, они являются составной частью гипотетического общего фактора интеллекта [1].

Восприятие иллюзорного изображения относится к невербальной сфере интеллекта, которая теснейшим образом взаимосвязана с вербальной сферой. Хотя по психологическим данным вербальная сфера оказывает определяющее влияние на невербальную сферу интеллекта [10], невербальная основа безусловно служит более или менее надежным фундаментом для высших познавательных функций. Это и было обнаружено в эксперименте.

Дополнительным подтверждением связи между особенностями возникновения иллюзий субъективных контуров и особенностями познавательной деятельности явилась корреляционная зависимость между реакциями восприятия иллюзий и итогами выполнения теста Равена. Коэффициенты корреляции были безусловно значимыми во всех группах испытуемых, однако в группе испытуемых с временными проблемами в обучении этот коэффициент был несколько ниже. Такое снижение статистической зависимости во многом объяснялось тем, что в случаях задержки психического развития происходит как бы рассогласование между различными составляющими индивидуального интеллекта. Во многих случаях нарушается гармония в развитии невербального и вербального мышления. Такие испытуемые демонстрировали правильные познавательные реакции восприятия иллюзорных объектов, однако затруднялись в решении вербальных познавательных задач. Причиной могла быть педагогическая запущенность, нарушения в речевом развитии, перенесенные стрессо-фрустрирующие нагрузки. Тем не менее правильное восприятие иллюзорных объектов давало основание для оптимистического прогноза в отношении дальнейшей динамики психического развития испытуемых.

Существенным свойством данных познавательных реакций было то, что они являлись не только невербальными, но и подсознательными. Действительно, иллюзорный объект невозможно было составить волевым познавательным актом. Иллюзия либо возникала, либо нет, поэтому возникновение иллюзии вскрывало достаточно интимные познавательные процессы личности. Возникновение иллюзий субъективных контуров может быть, с нашей точки зрения, одним из показателей когнитивной дифференцированности у младших школьников, связанной с особенностями их интеллекта [9].

Индивидуальные психофизиологические особенности восприятия влияют на способность индивида структурировать познаваемое поле, анализировать детали познаваемого объекта и синтезировать образ познаваемого объекта. Способность структурировать познаваемое поле влияет на способность структурировать предметную ситуацию (в предметной деятельности) и, далее, проблемную ситуацию. Анализ деталей познаваемого объекта также проявляется в анализе предметной ситуации и анализе проблемной ситуации. Синтез образа познаваемого

объекта, очевидно, проявляется в способности индивида преобразовывать в нужном направлении предметную ситуацию и находить ее решение.

Разумеется, познавательные реакции восприятия иллюзорных объектов не механически детерминируют характер осуществления высших психических функций. В силу определяющей роли вербального интеллекта те или иные ошибки иллюзорного восприятия не означают, что данные особенности блокируют познавательную деятельность. Однако практически во всех случаях особенности познавательной реакции восприятия иллюзорных объектов проявлялись в общей познавательной деятельности индивидов. Поэтому данные функции структурирования познаваемого поля, анализа деталей познаваемого объекта и синтеза образа познаваемого объекта в процессе восприятия можно считать основополагающими функциями интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: