Сказкотерапия»


290 _____________________________________ Приложения

Глядя на свою девочку, мы радовались тому, как она подросла и окрепла, как активно и разнообразно стала двигаться. Мы даже поставили ее на роликовые коньки! Наша детская кроватка тоже на колесиках, без дна, она заменила нам страховочные бортики на время "фигурного катания". Конечно, дочка сначала только держалась за кроватку двумя руками, а ноги передвигали ей мы, в такт музыки или под счет. "Раз, два, нога — вперед — назад — вверх — вниз". Но уже через несколько дней она "танцевала" под музыку в своем импровизированном манеже и даже катала его по всей комнате!

Стоя на роликах, она была вынуждена держать спинку прямо и, не подгибая колени, стоять на всей стопе (а не на носочках) — ведь только так можно удержаться на роликах. Это стало еще одной нашей победой: значительно улучшилась осанка и выпрямились ножки. Теперь, прогуливаясь по дому и держась за специально сделанные для нее перильца, наша девочка все чаще сама отпускала ручки. Роликовые коньки стали у нас и тренажером и утяжелителем (помимо ортопедических ботиночек). С их помощью стали возможными занятия ритмикой.

Выбор музыки для игр и упражнений — дело непростое и серьезное. С одной стороны, всегда полезно слушать классические произведения Моцарта, Баха, Альбинони, Вивальди, Гайдна, Чайковского, Глинки, Штрауса. Но, с другой стороны, малышу необходимо активно действовать самому, творить. Для этого есть прекрасные музыкальные игрушки и ничем не заменимое пение. Сейчас, в свои четыре года, наша девочка поет детские оперы, музыкальные сказки, после первого прослушивания подхватывает новые сложные мелодии. Так, нашей веселой игрой стало прохлопывание наугад различных музыкальных ритмов.

А начиналось все с народных песен, которые мы не спеша пели вместе, вслушиваясь в каждый звук, широко раскрывая рот и четко пропевая каждую букву из песни.

Для игр мы подбирали фольклорную музыку из "Коллекции мировой музыкальной библиотеки" ("Word Musik Library"), потому что фольклорная тема оживляет даже стройные классические произведения.


Пусть сказка былью станет... ____________________ 291

Незаменимой во время массажа, растяжек и упражнений на расслабление стала музыка из серии "Звуки Природы" и "Целительные Звуки". Ребенок замирает, когда слушает колокольные звоны русского Севера, и испытывает удовольствие, растворяясь в тонкой ритмичной музыке современного индийского композитора Рави Шанкара.

Но есть у нас и музыка для серьезной каждодневной работы. Как считают суфии (древнеиндийские философы), то, что мы привыкли называть музыкой, есть гармония слышимых нот. В действительности, существует музыка в цвете, линиях, формах, природе. Эта музыка более совершенна, нежели чем создаваемая человеком. Шелест листвы, бег воды — все имеет свой ритм, тон и гармонию. Во всех произведениях искусства нам нравится гармония и ритм фраз, идей, движений. Наше тело, различные его части также работают в определенном ритме. Ребенок, придя в Мир, начинает двигать своими ручками и ножками в некотором музыкальном ритме. Нам доставляет удовольствие та музыка, которая соответствует ритму и тону, удерживающему все наше существо в целостности. Ум и тело человека, окружающий его мир — есть музыка, вибрация. Каждый звук несет в себе определенный смысл, энергию, информацию.

Когда мы занимаемся активными физическими упражнениями, наш дом наполняется звуками древних мантр Риг-веды, Гайатары, Тибетских монахов. Это помогает нам успокоиться, отойти от суеты, настроиться на серьезную работу, ощутить уверенность и силу, гармонию и целеустремленность.

В атмосфере духовной музыки мы учим нашу девочку прислушиваться к себе и ощущать вибрацию древних мантр, ощущать свое тело и, главное, кости. Для этого мы делаем круговые (по спирали) движения позвоночником, подхватив ее чуть выше талии и придерживая ее ножки своими коленями. Пошлепываем, а затем и простукиваем открытой ладонью ее всю, начиная от пальчиков ног, а по выступающим костям "массируем" пальцами рук мелкой вибрирующей дрожью. Переоценить значение этого упражнения трудно, потому что скелет человека — это воспринимающая разнообразные частоты мира антенна. Она, как камертон,


292

Приложения

настраивает все органы и ткани организма, для того чтобы он звучал "чистыми звуками Вселенной".

Предшествовала этому упорная работа и наша, и помогавших нам специалистов, и, главное, самого маленького человека, так чутко откликавшегося на все наши душевные порывы и поиск. Ведь еще совсем недавно мы не могли даже расслабить мышцы ее ножек. Делали всевозможные потягивания, разминания и растирания всего тела. Около года принимали тибетские минеральные добавки к пище.

По мере того как уменьшалась спастика, мы добавляли упражнения на "раскручивание" коленных и голеностопных суставов. Плотно обхватив стопу ребенка практически за пальцы ног, плавно управляли ею, описывая круговые движения ("велосипед"). При этом акцентировали внимание на дыхании: "Дышать только носиком, рот закрыт".

Не очень сложные и такие приятные для ребенка динамические растяжки всего тела мы старались комментировать так: "Я поворачиваюсь", "Я потянулась", "Моя ножка", "Моя ручка" и пр. Вот одно из наших упражнений-растяжек — скручивание корпуса:

Ребенок лежит на животике. Сидя сбоку, взрослый накладывает руки на плечевой и тазобедренный суставы ребенка. Одновременными разнонаправленными движениями (правая рука — к себе, левая — от себя, и наоборот) производит скручивание.

После того как ребенок расслабился, его суставы стали более подвижными, мы переходим к более смелому упражнению — растягивание всего тела. Мама берет ребенка за руки, папа — за ноги. Так мы раскачиваем свою девочку из стороны в сторону, вперед—назад, что приводит ребенка в полный восторг.

Все наши упражнения хорошо дополняются играми с мячиками и шарами разной величины. Мы их катаем и бросаем друг другу. Пиная ногами, играем в футбол. Сначала мы помогали дочери ловить мяч, держа ее руки. Теперь она ловит мяч сама, даже сидя на большом терапевтическом мяче и сохраняя равновесие. Для нас такие достижения — большая радость.


Игровая скаъкотетрапия для "особых" детей _______ 293

Вопреки самым неутешительным прогнозам, мы всегда верили в то, что в один сказочно прекрасный день наша девочка встанет и пойдет...

И такой день настал!

Фейерверков и торжеств мы не устраивали. Мы сели обнявшись и смотрели, как осторожно, не спеша передвигает наша дочь тонкие, как у олененка, ножки... Слушали, как забавно и умело подбадривает она свой каждый шаг... Смотрели на кучу ортопедических приспособлений: неужели все это нам больше не нужно?! Мы думали о том, с каким же трудом и отчего именно так входит этот ребенок в наш Мир... Так ли он прекрасен, или просто необходим нам?.. Воистину, "если звезды зажигаются на небе, значит, это кому-то нужно!.."

Оксана Смирнова

Игровая сказкотерапия дпя "особых"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: