Интерфейс пользователя программного продукта

Пользовательский интерфейс это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование ин­формационной модели в процессе работы программной системы.

Под информационной моделью понимается условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных (визуальных и звуковых) объектов, отражающих состав и взаимодействие реальных компонентов проблемной области.

Средства и способы взаимодействия с информационной моделью определяются составом аппаратного и программного обеспечения, имеющегося в распоряжении пользователя, и от характера решаемой задачи. Например, для пользователя, который хочет переписать файл с диска на жесткий диск, такими средствами являются устройства ввода-вывода (клавиатура, мышь и экран монитора) и два дисковода с дисками. А вот для пользователя, который пытается установить собственные значения параметров BIOS, перечень доступных средств существенно шире. Совсем другое дело — та часть интерфейса, которая относится к программным средствам.

Во-первых, для программы значительно сложнее сформулировать объективные требования посоставу и компоновке органов управления; зачастую не только пользователи, но и сами разработчики не могут объяснить, почему программа имеет именно такие «рычаги» и «педали». Во-вторых, их перечень значительно шире, а состав изменяется во много раз динамичнее, чем состав аппаратных средств компьютера.

Распространенной является ситуация, когда программы, равноценные по назначению и функциональным возможностям, оказываются совсем разными по организации взаимодействия с пользователем. При этом совсем не обязательно интерфейс какой-то из программ будет хуже, он просто будетдругим. И если по какой-то причине знакомая программа окажется недоступной, освоение новой придется начинать практически с нуля.

Значительно большие потери может понести пользователь, которому предстоит либо выбрать одну из незнакомых программ, либо перейти на новую версию уже используемой программы.

В первом случае выбор может быть сделан в пользу менее функциональной и менее надежной программы, но обладающей более привлекательным (с субъективной точки зрения) интерфейсом.

Во втором же случае незнакомый интерфейс повой версии может оказаться психологическим барьером, не преодолев который пользователь так и не сможет воспользоваться преимуществами новой версии. Яркий пример такой ситуации — неожиданно медленный (для Microsoft) переход пользователей от Windows3.* к Windows 9*.

Таким образом, эффективность работы пользователя определяется не только функциональными возможностями имеющихся в его распоряжении аппаратных и программных средств, но и доступностью для пользователя этих возможностей. В свою очередь, полнота использования потенциальных возможностей имеющихся ресурсов зависит от качества пользовательского интерфейса.

Если надо напечатать с помощью компьютера пригласительные билеты на юбилей, придется воспользоваться текстовым или графическим редактором. Все редакторы «общего пользования» позволяют выполнять примерно один и тот же перечень операций, но весь вопрос в том,как они это делают и каким представлял себе разработчик потенциального пользовате­ля своего продукта. Редактор с неудачным интерфейсом может потребовать от пользователя знакомства с совершенно новыми для него терминами, такими как «лигатура» и «кегль», а после каждого неудачного действия заставит возобновить работу с самого начала. Работа с таким редактором может закончиться тем, что юбиляр предпочтет купить пригласительные билеты в магазине.

Главный вывод заключается в том, что качество пользовательского интерфейса является самостоятельной характеристикой программного продукта, сопоставимо по значимости с такими его показателями, как надежность и эффективность использования вычислительных ресурсов.

Важное следствие: разработчик приложения должен знать, что такое хороший интерфейс, и как его построить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: