double arrow

Эстетическая привлекательность


Проектирование визуальных компонентов является важнейшей составной частью разработки программного интерфейса. Корректное визуальное представление используемых объектов обеспечивает передачу весьма важной дополнительной информации о поведении и взаимодействии различных объектов. В то же время следует помнить, что каждый визуальный элемент, который появляется на экране, потенциально требует внимания пользователя, которое, как известно, не безгранично. Следует формировать на экране среду, которая не только содействовала бы пониманию пользователем представленной информации, но и позволяла бы сосредоточиться на наиболее важных ее аспектах.

Наибольших успехов в проектировании пользовательско­го интерфейса, обладающего перечисленными свойствами, к настоящему времени добились разработчики компьютерных игр.

Качество интерфейса сложно оценить количественными характеристиками, однако более или менее объективную его оценку можно получить на основе приведенных ниже частных показателей.

1. Время, необходимое определенному пользователю для достижения заданного уровня знаний и навыков по работе с приложением (например, непрофессиональный пользователь должен освоить команды работы с файлами не более чем за 4 часа).

2. Сохранение полученных рабочих навыков по истечении некоторого времени (например, после недельного перерыва пользователь должен выполнить определен­ную последовательность операций за заданное время).

3. Скорость решения задачи с помощью данного приложения; при этом должно оцениваться не быстродействие системы и не скорость ввода данных с клавиатуры, а время, необходимое для достижения цели решаемой задачи. Исходя из этого, критерий оценки по данному показателю может быть сформулирован, например, так: пользо­ватель должен обработать за час не менее 20 документов с ошибкой не более 1%.

4. Субъективная удовлетворенность пользователя при работе с системой (которая количественно может быть выражена в процентах или оценкой по n-бальной шкале).

Обобщая изложенное выше, можно кратко сформулировать те основные правила, соблюдение которых позволяет рассчитывать на создание эффективного пользовательского интерфейса.

• Интерфейс пользователя необходимо проектировать и разрабатывать как отдельный компонент создаваемого приложения.

• Необходимо учитывать возможности и особенности аппаратно-программных средств, на базе которых реализуется интерфейс.

• Целесообразно учитывать особенности и традиции той предметной области, к которой относится создаваемое приложение.

• Процесс разработки интерфейса должен носить итерационный характер, его обязательным элементом должно быть согласование полученных результатов с по­тенциальным пользователем.

• Средства и методы реализации интерфейса должны обеспечивать возможность его адаптации к потребностям и характеристикам пользователя.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятие пользовательского интерфейса.

2. Охарактеризуйте значение пользовательского интерфейса для эффективности работы пользователя.

3. Приведите классификацию систем, поддерживающих диалоговые процессы.

4. В каком виде могут быть представлены диалоговые системы с жестким сценарием диалога?

5. Каким требованиям должен отвечать стандартный графический интерфейс пользователя?

6. Что означает согласованность интерфейса?

7. В чем заключается принцип дружественности интерфейса?

8. Что означает гибкость интерфейса?

9. На каких принципах основано создание простого, но эффективного интерфейса?

10. На основе каких показателей можно оценить качество интерфейса?


Сейчас читают про: