Особенности конструктивных игр детей

Характеристика строительно-конструктивных игр

Игры со строительным материалом входят в группу творческих игр. В них воплощаются представления детей о предметах и объектах окружающей действительности. Реализуя игровой замысел, дети комбинируют различные представления, замещают одни предметы другими, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Вопросы

В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова. Конструирование понимается как практическая деятельность, направленная на создание определенного, заранее задуманного продукта. Ее результатом являются сооружения из строительного материала, поделки и игрушки из бумаги, дерева, соломы, шишек, скорлупы и т.п. Наличие материально выраженного результата является существенной особенностью этого вида игр. Тематика конструктивных игр разнообразна. Младшие дошкольники строят дорожки, башенки, лесенки, кукольную мебель, несложные дома, отдельные виды транспорта. Постройки детей старшего возраста усложняются. Они возводят здания различного назначения, мосты сложной конструкции, улицы города, архитектурные памятники, транспортные средства разного вида.

Таким образом, содержание конструктивных игр заключается в отражении явлений окружающей действительности. В играх дети воспроизводят не только деятельность взрослых по созданию построек разного назначения, но и отношения, возникающие между людьми разных специальностей: прорабом и рабочими, мастером и начальником участка, директором стройки и архитекторами. Так дети познают сложную сферу взаимоотношений, построенных на управлении и подчинении, сотрудничестве и конкуренции, сотворчестве. В этом прослеживается сходство конструктивных игр с сюжетно-ролевыми.

Однако, отношения взрослых не всегда становятся предметом детских игр. Часто детей привлекает сам конструктивный процесс -создание правдоподобного облика сооружения. Тогда постройки и поделки становятся главной целью игры. К ним дети очень требовательны: постройки должны максимально соответствовать образцу или оригиналу. Добиваясь полного сходства, дети внимательно изучают объект, всматриваются в каждую мелкую деталь, многократно перестраивают его. Такие постройки могут продолжаться несколько дней. Их завершение означает окончание игры. Сюжет в них может отсутствовать вовсе или выступать в форме своеобразного опробования готовых.построек: новосёлы въезжают в новый дом, теплоход отправляется в плавание, космонавт готовится к старту корабля.

Однако не ко всем постройкам дети предъявляют одинаковые требования. Если постройка служит началом игры и используется в ней, то дети стремятся сделать ее похожей на реальный объект и доступной для игровых действий. Когда необходимость в сооружении возникает в ходе игры, то дети довольствуются схематичным изображением. Такие постройки часто выглядят примитивно, но вполне удовлетворяют детей. Например, самолет можно построить из стульев или ящиков, обозначив пассажирские места и кабину командира.

Итак, строительство может возникать на разных этапах игры: предшествовать ей, возникать в процессе игры, быть поводом для неё и собственно игрой. Эти особенности показывают тесную связь конструктивных и сюжетно-ролевых игр.

Постройки, поделки и игрушки дети выполняют с помощью различных материалов. Выделяют следующие их виды:

специально созданные (кубики, кирпичики, призмы, строительные наборы типа «Архитектор», «Улицы нашего города», «Лего» и др.);

природные (песок, глина, снег, камни);

бросовые или подсобные (ящики, коробки, дощечки, скорлупа от орехов, яиц и т. д.).

Важная особенность строительных игр заключается в том, что для осуществления игрового замысла дети должны иметь особые конструктивные умения: выделять отдельные формы деталей из сложного целого, устанавливать пространственное положение одной детали относительно другой, воспроизводить форму одних деталей с помощью других, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей постройки и др. Кроме того, необходимо знать конструктивные возможности строительных материалов:……… Эти знания и умения дети получают в процессе обучения на занятиях по конструированию, а затем переносят в самостоятельную творческую деятельность. Под руководством воспитателя они учатся устанавливать строение предмета, анализировать сложные объемные формы, овладевать разными видами и приемами конструирования.

Еще одна особенность строительных игр заключается в их динамическом характере: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении нескольких дней.

Творческий характер!

Результаты деятельности имеют практическое применение!

Кроме перечисленных характеристик, особенности конструктивных игр определяются возрастом детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: