double arrow

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР


Стиль - это отношение формы представления информации к ее содержанию, отсюда - преодоление данного барьера связано с соот­ветствием формысодержанию. Действие этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики "упакованной" в словесную форму информациимогут препятствовать еевосприятию.

Стиль может бытьнеуместным, слишком тяжелым или легковес­ным, не соответствующим ситуации и намерениямпартнера. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основныедоводы, аргументы, их подтверждающие, структурироватьинформацию таким образом, чтобы она была взаи­мосвязана и однамысль какбы вытекала из другой.

Существует два основных приема структурирования информации в деловом взаимодействии: правило рамки и правило цепи.

Суть правила рамкисостоит в том, что начало и конецлюбо­го делового разговора должны быть четко очерчены.В начале, как правило,сообщаются цели и намерения, перспективы и ожида­ния, возможныерезультаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводыпо поводу реализованных или нереализованных надежд иожиданий, показана ретроспектива. Это способствует не тольколучшему пониманию и восприятию информации, но и запо­минанию, так как существует психологический феномен, которым блестящепользуются многие знаменитые ораторы: люди запоми­нают лучше всего начало и конец,причем начало способствует возникновению симпатии или неприязни и это, в свою очередь, влияет на слушание и доверие к партнеру. Конец, завершающий ин­формацию, остается в памяти, следовательно сформулированные выводы в конце выступления и есть то основное, что обычно запо­минается аудиторией.

В повседневном общении правило рамки достаточно часто на­рушается. Как уже отмечалось, некоторые партнеры, начав разговор по поводу одного намерения, зачастую забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Такие ситуации распро­странены и возникают на деловых совещаниях, встречах, собраниях, дискуссиях, беседах и пр. Именно с этой перестройкой внутри со­держания разговора деловое общение становится для многих не­удовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное - надо возвращаться к этой проблеме снова и вновь затрачивать рабочее время.

Немецкий психолог Герман Эббингауз еще в конце XIX века ус­тановил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда,из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти лучше, чем середина. Следовательно, соблюдая правило рамки, участник делового взаимодействия может быть совершенно уверен, что запомнится именно то, что необходимо, то есть самое главное: цели и намерения, результаты и выводы.

Как показывает практика делового общения, для ее участников более важна степень достижения целии ожидаемых результатов, чем способы этого достижения. Поэтому, когда коллеги интересу­ются судьбой каких-либо переговоров, деловой встречи, пресс-конференции, брифинга, их, как правило, интересует не то, как они проходили, а то, чем они закончились. Удалось ли партнерам до­биться своего: выиграть процесс; провести свою линию, добившись односторонних уступок; сформировать необходимое общественное мнение; продемонстрировать свой имидж или фирменный стиль и др. Деловая коммуникация тогда только и конструктивна, когда есть ожидаемый результат.

Правило цепи,в отличие от правила рамки, направленного на "внешнее" структурирование общения, определяет "внутреннее" структурирование, задавая строение информации как бы "изнутри". Речь идет о том, что необходимая информация для анализа пробле­мы не должна представлять собой бесформенную груду разнообраз­ных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходи­мые сведения должны быть выстроены соответствующим образом, как бы соединены в цепь по каким-либо признакам.

В зависимости от предпочитаемых признаков способы соедине­ния информационных цепочек могут быть различными: в одних случаях - это: "во-первых, во-вторых, в-третьих" и т. п.; в других -информация может быть проранжирована: сначала - сказать самое главное; затем - изложить основное, следующее по значимости; да­лее - привести менее значимую информацию.

Предлагаемый сюжет деловой коммуникации может быть вы­строен и в "логических цепочках", например: "если это так, то на­прашивается следующий вывод", "раз мы согласны с этим, следова­тельно это тоже верно". Используя при деловом взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие и понимание ин­формации, а также ее запоминание. Качество цепи должно соответ­ствовать представлениям партнера, а ее "вид" может быть избран в зависимости от его предпочтений и возможностей, то есть интел­лектуальных возможностей и личностного потенциала.

Очень важна при взаимодействии и последовательность переда­чи всей информации в целом. Неправильная организация сооб­щения порождает стилистический барьер между общающимися.Сообщение воспринимается лучше, когда оно построено следую­щим образом:

• от внимания к интересу;

• от интереса к основным положениям;

• от основных положений к возражениям и вопросам;

• ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма комму­никации и ее содержание не соответствуют друг другу,напри­мер: пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, или на митинге, где предполагается живая агитационно-пропагандистская речь, выступали с докладами по написанному тексту, а на юбилейном банкете коллеги в тостах говорили о не­достатках и упущенных возможностях хозяина. Такие сюжеты, к сожалению, встречаются в реальной практике общения, они вызы­вают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации, ибо отрицательные эмоции, сопутствующие такой коммуникации, не позволяют внимательно слушать, мешают со­средоточенности .

И, наконец, стилистический барьер возникает и тогда, когда ин­формация передается функционально-книжным языком, о чем мы уже говорили и писали. Научный и канцелярский стильболее понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено.К то­му же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4—14 слов, 15-18 слов - уже хуже, 18-25 слов - весьма удовлетвори­тельно, а фраза, насчитывающая свыше 30 слов на слух практически не воспринимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информа­цию, использовать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит деловому партнеру.


Сейчас читают про: