double arrow

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности лю­дей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для


этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психо­логические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

II уровень — закономерности, характерные для группы дизон-
тогенетическихрасстройств
(например, возникших вследствие не­
доразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кож­
ной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органи­
ческое повреждение головного мозга (умственная отсталость,
задержка психического развития церебрально-органического ге-
неза и т.д.).

III уровень — специфические закономерности, присущие кон­
кретному виду дизонтогенеза
(общему стойкому психическому не­
доразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному
развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному
развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора,
и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

1.Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее
значение для работы педагога и педагога-психолога.

2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для
работы в специальном образовательном пространстве.

3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психи­
ческое развитие ребенка.

4. Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющегося раз­
вития вы знаете?

5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.

6.Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушен­
ного развития?

8. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содер­
жательное описание.

9. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретар­
дация, асинхрония, дефицитарность.

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей — М 1985.

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М |1973.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихоло­гия. — М., 1996.

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.


Приложение к разделу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: